Решение Иркутского УФАС России от 02.10.2014 N 2082 <О нарушении процедуры проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов организатором конкурса>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. № 2082
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России),
при участии представителей Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области: <...>; представителей ОАО "С": <...>; представителя ОАО "Р" <...>; представителя ОАО "Б" - <...>,
рассмотрев жалобу ОАО "С" на действия организатора конкурса - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, связанные с нарушением процедуры проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Иркутское УФАС России 23.09.2014 обратилось ОАО "С" с жалобой на действия организатора конкурса - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - Фонд), связанные с нарушением процедуры проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - конкурс).
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе, ОАО "С" считает неправомерным принятие Фондом решения о допуске к участию в конкурсе претендентов: ОАО "В", ОАО "Р", по причине несоответствия их заявок требованиям конкурсной документации.
В частности, заявка ОАО "Б", по мнению ОАО "С", подписана лицом, полномочия которого не подтверждены надлежащим образом - представленная доверенность руководителя Операционного офиса "Иркутский" выдана филиалом Банка ВТБ в г. Красноярске, однако Положением о филиале полномочия его руководителя могут быть ограничены по сравнению с тем, как указано в доверенности, вместе с тем, в заявке ОАО "Б" отсутствует копия соответствующего Положения о филиале.
Кроме того, как считает заявитель, заявка ОАО "Б" не соответствует требованиям п. 15 Таблицы 1 раздела 3.4.3 Конкурсной документации: в графе "Наличие возможности приема взносов на капитальный ремонт с физических лиц. Условие считается выполненным, если предоставляется возможность осуществления всех перечисленных способов приема платежей, а именно: в кассу банка, через дистанционное банковское обслуживание, через устройства самообслуживания" ОАО "Б" озвучен статус "Имеется" с оговоркой "через дочерний банк ЗАО "В", поскольку ЗАО "В", несмотря на то, что является дочерним банком ОАО "Б", является самостоятельным юридическим лицом (иным банком). При этом на основании информации, представленной на официальном сайте ЗАО "В" (www.<...>), в ряде муниципальных образований и населенных пунктов Иркутской области вообще отсутствуют банкоматы и терминалы данного банка.
Также, по мнению заявителя, Фондом неправомерно к участию в торгах допущено ОАО "Р", поскольку данным банком в составе своей заявке представлена только справка из налогового органа об отсутствии у кредитной организации задолженности по налогам и сборам, требуемых же справок из государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования банком не представлено.
На основании изложенного ОАО "С" просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях Фонда наличие нарушений процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также нарушений процедуры признания претендентов ОАО "Б", ОАО "Р" участниками конкурса, вынести решение (предписание) об устранении Фондом нарушений и на основании Административного регламента ФАС России, утв. приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, истребовать у Фонда конкурсную документацию, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также аудиозаписи заседаний конкурсной комиссии.
Фондом представлены письменные возражения по существу жалобы, согласно которым жалоба ОАО "С" не подлежит удовлетворению, поскольку в действиях конкурсной комиссией Фонда при принятии решения о признании заявок претендентов ОАО "Б" и ОАО "Р" соответствующими конкурсной документации отсутствуют нарушения Положения о порядке проведения и условиях конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, заявки претендентов соответствуют конкурсной документации.
Фонд считает, что поскольку в составе заявки ЗАО "Б" представлена нотариальная доверенность на представление интересов Банка, то лицом надлежащим образом подтверждены полномочия лица на подписание заявки от имени банка на участие в конкурсе. Кроме того, по мнению Фонда, ни Положение о конкурсе, ни конкурсная документация не содержали требований к обязательному приему взносов на капитальный ремонт с физических лиц исключительно через кредитную организацию, в которой будут открыты счета Региональному оператору в соответствии с ч. 3 ст. 180 ЖК РФ.
Признание соответствующей конкурсной документации заявки ОАО "Р", в составе которой представлена только справка из налогового органа об отсутствии у кредитной организации задолженности по налогам и сборам, в отсутствие требуемых справок из государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования Фонд объяснил достаточностью представленного документа, подтверждающего отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов и сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами.
ОАО "Б" также представлены письменные возражения по существу жалобы ОАО "С", согласно которым банк поддерживает доводы Фонда и просит признать жалобу заявителя необоснованной.
На основании изложенного Фонд считает, что у него отсутствовали основания для признания заявок ОАО "Б" и ОАО "Р" несоответствующими конкурсной документации и просит признать жалобу ОАО "С" необоснованной.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы ОАО "С", возражения Фонда, ОАО "Б", установила следующее.
Извещение о проведении конкурса на по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области опубликовано 06.08.2014 в общественно-политической газете "Областная" № 86 (1254) и размещено на официальном сайте Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предмет конкурсного отбора поделен на 2 лота:
Лот № 1: открытие Фондом счета, счетов для аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Лот № 2: открытие Фондом специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Конкурс проводился на основании требований Постановления Правительства Иркутской области от 22.07.2014 № 356-пп "Об утверждении Положения о порядке проведения и условиях конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области" (далее - Положение о конкурсе).
Решением Правления Фонда от 14.08.2014 (протокол № 3-пу) утверждена конкурсная на основании п. 15 Положения о конкурсе утверждена конкурсная комиссия для проведения торгов по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.
Согласно п. 6 Положения о конкурсе, п. 1.4 конкурсной документации при проведении конкурса устанавливаются следующие условия, предъявляемые к претендентам на участие в конкурсе (далее - претенденты):
1) наличие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
2) соответствие требованиям, установленным частью 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) наличие регистрации, филиала или операционного офиса на территории Иркутской области;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации обладание правом на размещение привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
5) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды;
6) непроведение ликвидации, несостоятельности (банкротства);
7) отсутствие ареста имущества, приостановки деятельности;
8) соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
П. 2.2.1 Конкурсной документации установлены требования к составу заявки претендентов:
1) опись документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени претендента;
3) копии учредительных документов, заверенные претендентом со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним;
4) копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе, заверенную претендентом;
5) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенную претендентом;
6) оригинал или нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ, полученную не ранее чем за один месяц до публикации извещения о проведении конкурса;
7) нотариально заверенную лицензию на осуществление банковской деятельности;
8) расчет собственных средств (капитала) по состоянию на последнюю отчетную дату;
9) баланс на последнюю отчетную дату;
10) извещение Центрального банка РФ об отсутствии действующей в отношении кредитной организации меры воздействия, примененной Центральным банком РФ за нарушение обязательных нормативов;
11) справки налогового органа и государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, подтверждающие отсутствие у кредитной организации задолженности по налогам и сборам, полученные не позднее чем за 1 месяц до дня публикации извещения о конкурсе;
12) заключение аудиторской проверки за прошедший год.
П. 2.2.2 Конкурсной документации установлено, что указанные документы являются обязательными для предоставления. Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе какого-либо документа или представление документов по формам, отличным от тех, что включены в конкурсную документацию, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Все документы, входящие в состав заявки должны быть сшиты в единый том или несколько отдельных томов, которые должны содержать сквозную нумерацию листов, скреплены печатью на обороте с указанием количества листов, заверены подписью претендента (п. 2.2.4 конкурсной документации).
Согласно гл. 6 Положения о конкурсе, пп. 3.2, 3.3 конкурсной документации конкурс проводится в 2 этапа:
1) рассмотрение заявок на участие в конкурсе, отбор претендентов;
2) оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителей конкурса.
Рассмотрение заявок на участие в конкурсе, отбор претендентов производятся в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие условиям, установленным пунктом 6 настоящего Положения, а также требованиям конкурсной документации (п. 3.3.2).
На основании результатов вскрытия конвертов конкурсной комиссией принимается решение:
1) о допуске к участию в конкурсе претендента (о признании претендента, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса);
2) об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе.
Согласно п. 28 Положения о конкурсе (дублирующий п. 3.3.5 конкурсной документации) претенденты не допускаются к участию в конкурсе, если:
1) не отвечают условиям, установленным пунктом 6 настоящего Положения (п. 1.4 конкурсной документации);
2) представили к заявке на участие в конкурсе неполный пакет документов, установленный конкурсной документацией;
3) в заявке на участие в конкурсе и приложенных к заявке документах содержатся недостоверные сведения;
4) заявка на участие в конкурсе подана лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий;
5) документы представлены после окончания срока приема заявок на участие в конкурсе, указанного в извещении о проведении конкурса.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией ведется протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и отбора претендентов, который содержит сведения о претендентах, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске претендента к участию в конкурсе (признании претендента участником конкурса) или об отказе в допуске претендента к оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе с обоснованием такого решения. Указанный протокол в день вскрытия конвертов подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителей конкурса производится не позднее 10 рабочих дней после дня подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и отбора претендентов.
Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется путем расчета рейтинговой оценки по критериям конкурса, в баллах путем суммирования баллов с учетом показателей, значения которых указаны в представленных участниками конкурса заявках на участие в конкурсе.
Согласно п. 3.4.3 конкурсной документации рейтинговая оценка заявок на участие в конкурсе по лотам рассчитывается в соответствии с критериями оценки, установленными в таблицах № 1, 2 (соответственно лотам).
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и отбора претендентов б/н от 08.09.2014 на участие в конкурсе поступили и признаны соответствующими заявки следующих кредитных организаций:
- по лоту № 1: ОАО "Б", ОАО "С", АКБ "Б", ОАО Банк "Ф", ОАО "Г", ОАО "Р";
- по лоту № 2: ОАО "Б", ОАО "С", АКБ "Б", ОАО Банк "Ф", ОАО "Г", ОАО "Р".
Согласно протоколу б/н от 11.09.2014 конкурсной комиссии о результатах конкурса равное наибольшее количество баллов (125 б. по лоту № 1 - оба банка и 100 б. по лоту № 2 - оба банка) набрали ОАО "Б", ОАО "С". Вместе с тем, поскольку заявки ОАО "Б" по обоим лотам конкурса поступила ранее заявок ОАО "С", победителем торгов признано ОАО "Б".
Итоги конкурса согласно пояснениям представителей Фонда размещены 15.09.2014 в общественно-политической газете "Областная" № 86 (1254) и размещено на официальном сайте Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15.09.2014 по результатам проведенных торгов между Фондом и ОАО "Б" заключен договор № Р-683/0914 банковского счета, счетов в валюте РФ.
Заявка ОАО "Б" подписана представителем банка, действующим на основании нотариально удостоверенной врио нотариуса Иркутского нотариального округа доверенности от 14.04.2014 № 36-РОО, выданной в порядке передоверия ОАО "Б" в лице руководителя дирекции по Иркутской области филиала ОАО "Б" в г. Красноярске, действующей на основании доверенности ОАО "Б", выданной Президентом - Председателем Правления ОАО "Б" № 350000/464-Д от 12.03.2014, удостоверенной нотариусом г. Москвы 12.03.2014 в реестре № 1-342, выданной с правом передоверия полномочий, со сроком действия 3 года".
П. 3 доверенности установлено, что директор по клиентской работе операционного офиса в г. Иркутске уполномочен совершать от имени и в интересах ОАО "Б" все действия, необходимые для участия ОАО "Б" в открытых конкурсах/аукционах, в том числе по определению кредитора, для чего предоставляется право подписывать заявки на участие в открытых конкурсах/аукционах, документацию, заявленную условиями указанных конкурсов/аукционов, договоры об обеспечении заявки на участие в конкурсе/аукционе, подписывать по итогам конкурсов/аукционов кредитные соглашения, договоры банковского вклада, муниципальные и государственные контракты на основании решений Малого кредитного комитета ОАО "Б", и/или Кредитного комитета ОАО "Б" и пр.
Представленная в составе заявки ОАО "Б" доверенность соответствует требованиям ст. 185.1, ст. 187 ГК РФ, нотариус при подтверждении полномочий лица для удостоверения доверенности устанавливает все основания, по которым лицо наделяется указанными полномочиями и, в свою очередь, несет ответственность за проверку данных сведений, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1.
На основании изложенного Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению настоящей жалобы считает, что полномочия лица, подписавшего заявку от имени ОАО "Б" на участие в конкурсе Фонда, подтверждены надлежащим образом, основания для признания заявки банка несоответствующей конкурсной документации у организатора конкурса отсутствовали.
Согласно п. 2.2.1 Конкурсной документации для участия в конкурсе претендент подает заявку на участие в конкурсе в письменном виде, с указанием номера лота и предлагаемых условий (конкурсных предложений), составленную по форме Приложения № 2 или № 3 к конкурсной документации.
Форма заявки на участие в конкурсе по лоту № 1 (приложение № 2 к конкурсной документации) в части предлагаемых условий (конкурсное предложение) содержала п. 15 - о наличии возможности приема взносов на капитальный ремонт с физических лиц: указать имеется/не имеется. Условие считается выполненным, если предоставляется возможность осуществления всех перечисленных способов приема платежей, а именно: в кассу банка, через дистанционное банковское обслуживание, через устройства самообслуживания.
Таким образом, в форме заявки на участие в конкурсных предложениях к претенденту необходимо было указать только факт наличия/отсутствия возможности приема взносов на капитальный ремонт с физических лиц. Ограничения по способам реализации возможности приема платежей от физических лиц конкурсной документацией не установлены, как не установлена обязанность претендента в составе заявки представлять документы, подтверждающие наличие у банка таковой возможности.
Согласно пояснениям представителей Фонда на рассмотрении жалобы, в конкурсной документации требование к претендентам о представлении в составе заявок документов, подтверждающих факт наличия у них возможности приема взносов на капитальный ремонт с физических лиц, по рассматриваемому критерию не предусмотрено, при оценке заявок конкурсная комиссия исходила из принципа добросовестности участников торгов, в случае же выявления факта невозможности приема взносов на капитальный ремонт с физических лиц победителем торгов, с которым заключен договор, будут приняты необходимые меры.
Таким образом, условия к претенденту, на которое ссылается заявитель жалобы об обязательном наличии собственной розничной сети офисов по обслуживанию физических лиц, банкоматов, зон самообслуживания во всех населенных пунктах и муниципальных образованиях, либо иное подтверждение возможности банка принимать взносы на капитальный ремонт с физических лиц (в т.ч. путем предоставления соглашения с ЗАО "В") не предусмотрено ни Положением о конкурсе, ни конкурсной документацией, на основании чего заявка ОАО "Б" содержит в себе все необходимые документы, оснований для признания заявки банка несоответствующей конкурсной документации у организатора конкурса отсутствовали.
Доводы ОАО "С" относительно допущения Фондом нарушений требований Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении процедуры принятия решения о признании заявок претендентов соответствующими конкурсной документации Комиссия Иркутского УФАС России считает несостоятельной, поскольку рассматриваемые торги проводили в соответствии с Постановления Правительства Иркутской области от 22.07.2014 № 356-пп "Об утверждении Положения о порядке проведения и условиях конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области" на основании п. 3 ст. 180 ЖК РФ (указано в разделе "Общие положения" п. 1.1 конкурсной документации).
Пп. 11 п. 2.2.1 конкурсной документации установлено, что заявка претендента должна содержать в своем составе справки налогового органа и государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, подтверждающие отсутствие у кредитной организации задолженности по налогам и сборам, полученные не позднее чем за 1 месяц до дня публикации извещения о конкурсе.
Вместе с тем в составе заявки ОАО "Р" по обоим лотам представлена только справка № 586 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9, 9979 об отсутствии у лица неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ, справок из государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования ОАО "Р" в составе заявок не представлено.
Довод Фонда о достаточности представленных в составе заявки ОАО "Р" документов Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалобы считает несостоятельным и несоответствующим требованиям положения о конкурсе и конкурсной документации.
В ходе рассмотрения жалобы представитель ОАО "Р" просил признать проведенные Фондом торги несостоявшимися на основании наличия у банка репутационных рисков. Данные требования ОАО "Р" Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалобы считает необоснованными и несоответствующими действующему законодательству РФ о проведении торгов и порядку рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Таким образом, заявки ОАО "Р" по обоим лотам на участие в конкурсе подлежали признанию их несоответствующими пп. 11 п. 2.2.1 конкурсной документации и основанием для отказа банку в допуске к участию в конкурсе со стороны конкурсной комиссии Фонда в соответствии с п. 2.2.2, п. 3.3.5 конкурсной документации.
Вместе с тем, поскольку по результатам торгов с победителем конкурса 15.09.2014 заключен договор, предписание Фонду не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России,
решила:
1. Признать жалобу ОАО "С" обоснованной.
2. Признать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области нарушившим п. 25, пп. 1 п. 28, пп. 2 п. 28 Положения о порядке проведения и условиях конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 22.07.2014 № 356-пп, п. 2.2.2, п. 3.3.2, пп. 2 п. 3.3.5 конкурсной документации по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.
3. Копии решения направить сторонам по жалобе.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
------------------------------------------------------------------