Решение Иркутского УФАС России от 06.10.2014 N 2108 <О признании ненадлежащей рекламы, распространенной на территории города Иркутска в июне 2014 года в виде наклеек и карточек, в связи с тем, что она содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. № 2108
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 921 от 17.07.2014, возбужденное по признакам нарушения требований п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, по факту распространения на территории города Иркутска в июне 2014 года рекламы в виде наклеек и карточек, следующего содержания: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания, установка замков любой сложности <...>",
в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя - ИП Ж.;
- заявителя - Главное управление МЧС России по Иркутской области (<...>) - представителя по доверенности № 10-11-8325 от 03.10.2014 Е.;
в отсутствии:
- лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя - Д.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление Главного управления МЧС России по Иркутской области (вх. № 7856 от 30.06.2014) о проведении проверки на предмет соответствия законодательства о рекламе в отношении рекламы "Службы экстренного вскрытия замков МЧС 911". К заявлению приложена реклама в виде наклеек и карточек, содержащих следующую информацию: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания, установка замков любой сложности <...>".
В ходе проведенного расследования Иркутским УФАС России установлено следующее.
На территории города Иркутска в июне 2014 года распространена реклама в виде наклеек и карточек, содержащих следующую информацию: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания, установка замков любой сложности <...>".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 2 и пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В своем заявлении Главное управление МЧС России по Иркутской области указало, что согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г., сокращение "МЧС" является официальным. Указанный федеральный орган исполнительной власти (МЧС) деятельность по экстренному вскрытию замков, экстренному вскрытию машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовлению автомобильных ключей по замку зажигания, установке замков не осуществляет и к распространению рассматриваемой рекламы отношения не имеет.
Следовательно, реклама имеет признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", т.к. содержит недостоверную информацию о лице, оказывающем услуги.
Для выяснения вопроса о том, кто является рекламодателем рекламы "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания, установка замков любой сложности <...>", Иркутским УФАС России направлен запрос регистратору сайта <...> - ЗАО "Р".
Согласно информации, представленной ЗАО "Р" по запросу антимонопольного органа (вх. № 8448 от 14.07.2014) владельцем сайта <...>", адрес которого указан в рекламе, является Д.
В соответствии с пояснениями ОАО МТС в Иркутской области (вх. № 8189 от 08.07.2014) владельцем телефонного номера указанного в рекламе - 962911 в г. Иркутске, является П.
В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения требований п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ Иркутским УФАС России, 17.07.2014 возбуждено дело № 921. Лицами, участвующими в деле признаны: Д., П., ИП Ж. как рекламодатели, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства; заявитель - Главное управление МЧС России по Иркутской области.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее - Регламент).
12.08.2014 в Иркутское УФАС России лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, не явились, в связи с чем определением № 1014 рассмотрение дела № 921 отложено и назначено к рассмотрению на 10 сентября 2014 г. на 10-00.
На рассмотрение дела 10.09.2014 представленные письменные пояснения от индивидуального предпринимателя Ж. (вх. № 10709 от 05.09.2014), в которых сообщается, что лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела № 921 - гр-н Д., гр-н П., к распространению рекламы экстренного вскрытия замков МЧС (моментальное чрезвычайное спасение) не имеют. Данная реклама распространяется ИП Ж.
Комиссией установлена необходимость привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве рекламодателя - индивидуального предпринимателя "Ж".
В связи с чем определением № 1162 от 10.09.2014 рассмотрение № 921 отложено на 6 октября 2014 года.
29.09.2014 в Иркутское УФАС России от Д. поступили пояснения, в соответствии с которыми указанный в рекламе сайт принадлежит не ему, кроме доменного имени, который он регистрировал, при создании сайта на себя. Сайт был создан по просьбе ИП Ж. Д. разработал интерфейс, в частности: цвет, размещение рисунков и текст с указанием контактных телефонов, виды услуг. При этом на созданном сайте информация следующего содержания: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...>" отсутствует. О том, какая информация содержалась в рекламе распространенной в виде карточек и наклеек, Д., не известна.
6 октября 2014 года в ходе рассмотрения дела представителем Главного управления МЧС России по Иркутской области поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также дал пояснения, в соответствии с которыми согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г., сокращение "МЧС" является официальным. При прочтении текста рекламы создается впечатление, что услуги по экстренному вскрытию замков оказываются МЧС России (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Однако исходя из письма Главного управления МЧС России по Иркутской области (вх. № 7856 от 30.06.2014), а также полномочий, предоставленных Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 и Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372, вид деятельности, указанный в рекламе, МЧС не осуществляет.
В ходе рассмотрения дела по существу представителем ИП Ж. представлены письменные пояснения, согласно которым лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела Д. и П. отношение к распространению рекламы службы экстренного вскрытия замков МЧС, не имеют. Реклама распространена им, ИП Ж.
В ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 данного Федерального закона.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
На основании документов и пояснения, имеющихся в материалах дела, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что ИП Ж. выступил рекламодателем данной рекламы, поскольку самостоятельно определил объект рекламирования и содержание рекламы.
Следовательно, действия ИП Ж., являющегося рекламодателем рекламы распространенной на территории города Иркутска в июне 2014 года рекламы в виде наклеек и карточек, следующего содержания: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания, установка замков любой сложности <...>", нарушают требования пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отсутствием доказательств прекращения ИП Ж. нарушения требований рекламного законодательства - доказательств прекращения распространения рекламы с использованием аббревиатуры МЧС, Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о выдаче ИП Ж. соответствующего предписания.
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на территории города Иркутска в июне 2014 года рекламы в виде наклеек и карточек, следующего содержания: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания установка замков любой сложности <...>", поскольку данная реклама не соответствует требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в связи с тем, что она содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара.
2. Выдать ИП Ж. предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
3. Прекратить участие Д. в рассмотрении дела.
4. Прекратить участие П. в рассмотрении дела.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 г. решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 октября 2014 г. № 220
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <...>, рассмотрев дело № 921 от 17.07.2014, возбужденное по признакам нарушения требований п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, на основании своего решения № 2108 от 06.10.2014 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной на территории города Иркутска в июне 2014 года в виде наклеек и карточек, следующего содержания: "Служба экстренного вскрытия замков КРУГЛОСУТОЧНО МЧС <...> экстренное вскрытие машин, квартир, офисов, гаражей, сейфов, изготовление автомобильных ключей по замку зажигания, установка замков любой сложности <...>", в связи с нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, а именно в связи с тем, что данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ИП Ж. в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, а именно: прекратить распространение рекламы с использованием аббревиатуры МЧС.
2. ИП Ж. представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------