Решение Иркутского УФАС России от 08.10.2014 N 2155 <О признании ненадлежащей рекламы, поскольку она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. № 2155
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
рассмотрев дело № 857 от 07.07.2014, возбужденное по признакам нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", по факту распространения в газете "Время" № 26 (12926) от 13 марта 2014 года на странице 40 рекламы следующего содержания: "Натяжные потолки Райт. Нам 10 лет, 10% вам скидка!!! Окна -35% скидка... (далее по тексту)".
В отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП Щ., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, и заявившем ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в целях осуществления государственного надзора по соблюдению требований законодательства о рекламе и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, в соответствии с требованиями статей 33, 34 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006, в период с 7 апреля 2014 года по 6 мая 2014 года на основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 96 от 31 марта 2014 года проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Г.".
В результате проверки в газете "Время" № 26 (12926) от 13 марта 2014 года на странице 40 выявлена реклама следующего содержания: "Натяжные потолки Райт. Нам 10 лет, 10% вам скидка!!! Окна -35% скидка... (далее по тексту)".
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе определены статьей 5 Закона о рекламе.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям натяжных потолков и окон, о предоставлении скидки в размере 10% и 35%, то есть направлено на привлечение внимания лиц, заинтересованных в получении скидки при покупке товара. При этом рекламная информация не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара и получения скидки в размере 10% и 35%, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что реклама не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара и получения скидки в размере 10% и 35%, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы, следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
В связи с обнаружением признаков нарушения рекламного законодательства Иркутским УФАС России возбуждено дело № 857 от 07.07.2014. Лицом, участвующим в деле, признана ИП Щ. как рекламодатель, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006.
Определением № 857 от 07.07.2014 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства назначено на 07.08.2014.
07.08.2014 в Иркутское УФАС России ИП Щ. не явился.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие своевременное извещение ИП Щ. о дате и времени рассмотрения дела.
Определением № 1004 от 07.08.2014 рассмотрение дела № 857 от 07.07.2014 назначено на 05.09.2014.
05.09.2014 в Иркутское УФАС России ИП Щ. не явился.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие своевременное извещение ИП Щ. о дате и времени рассмотрения дела.
Определением № 1149 от 05.09.2014 рассмотрение дела № 857 от 07.07.2014 назначено на 08.10.2014.
До начала рассмотрения дела 07.10.2014 ИП Щ. представлены: копия приказа о предоставлении скидок на натяжные потолки; копия приказа о предоставлении скидок на конструкции ПВХ.
08.10.2014 в ходе рассмотрения дела Комиссией Иркутского *** России исследованы представленные ИП Щ. документы.
Согласно приказу от 01.02.2014 о предоставлении скидок на натяжные потолки ИП Щ. установлены скидки на период с 01.02.2014 по 31.05.2014. Как указано в приказе, в данный период времени цена будет снижена по причине маркетинговой политики. Скидка предоставляется на натяжные потолки из ПВХ пленки в размере 10% на весь заказ при 100% оплате.
Согласно приказу от 01.02.2014 о предоставлении скидок на конструкции ПВХ, ИП Щ. установлены скидки на период с 01.01.2014 по 31.12.2014. Как указано в приказе, в данный период времени цена будет снижена по причине маркетинговой политики. Скидка в размере 35% предоставляется на изделия из ПВХ профиля Veka, Wintek, не включая комплектующие и работу, при 100% оплате за весь заказ.
Таким образом, в рекламе сообщается о предоставлении скидки до 35% на окна, однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, из содержания текста рекламы не усматривается, что такая скидка предоставляется только на конкретный перечень товаров, который был определен ИП Щ. Кроме того, в рекламе не указано, что скидка предоставляется только при 100% оплате. В рекламе "Натяжные потолки Райт. Нам 10 лет, 10% вам скидка!!! Окна -35% скидка... (далее по тексту)" указывается самое привлекательное условие - скидка 10% на натяжные потолки; скидка 35% на окна.
Информация о скидках в рекламе является существенной для потребителей рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемых товаров.
Таким образом, реклама не содержит сведений о том, что обозначенная в рекламе скидка на натяжные потолки в размере 10% предоставляется только при 100% оплате; скидка на окна в размере 35% предоставляется только при 100% оплате, причем на изделия только из ПВХ профиля Veka, Wintek, не включая комплектующие и работу.
Содержание размещенной рекламы позволяет сделать вывод о том, что скидка 35% распространяется на все виды окон, реализуемых ИП Щ. и при любом размере оплаты, а также что скидка 10% распространяется на все виды натяжных потолков, реализуемых ИП Щ. и при любом размере оплаты, тогда как фактически указанная в рекламе скидка в размере 10% на потолки и 35% на окна распространяется только при 100% оплате за товары, реализуемые ИП Щ.
Следовательно, рассматриваемая реклама является недостоверной в связи с тем, что не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пояснениями ООО "Г.", рекламодателем указанной рекламы является ИП Щ. Расчеты с ИП Щ. производились наличными средствами в кассу ООО "Г.". Платежные документы (кассовый и товарный чеки) были выданы рекламодателю. Рекламораспространителем является ООО "Г.". Макет рекламы представлен рекламодателем в готовом виде. Согласно положениям п. 1.1 договора № 33 от 09.01.2014, заключенного между ООО "Г." и ИП Щ., исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать рекламно-информационные услуги, а заказчик обязуется оплатить услуги. ООО "Г." также представлена заявка ИП Щ. с приложением макета.
Из имеющихся материалов дела следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Щ.
Следовательно, действия ИП Щ., являющегося рекламодателем рекламы, распространенной в газете "Время" № 26 (12926) от 13 марта 2014 года на странице 40 следующего содержания: "Натяжные потолки Райт. Нам 10 лет, 10% вам скидка!!! Окна -35% скидка... (далее по тексту)", нарушают требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ИП Щ. не представлено доказательств прекращения нарушения требований рекламного законодательства.
В связи с чем Комиссия Иркутского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в газете "Время" № 26 (12926) от 13 марта 2014 года на странице 40 следующего содержания: "Натяжные потолки Райт. Нам 10 лет, 10% вам скидка!!! Окна -35% скидка..." (далее по тексту)", в связи с тем, что данная реклама не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Щ. предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 8 октября 2014 г. № 224
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
на основании своего решения № 2155 от 08.10.2014 по делу № 857 от 07.07.2014 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной в газете "Время" № 26 (12926) от 13 марта 2014 года на странице 40 содержания: "Натяжные потолки Райт. Нам 10 лет, 10% вам скидка!!! Окна -35% скидка... (далее по тексту)", в связи с тем, что данная реклама не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
И в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ИП Щ. в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы которая не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП Щ. в 10-дневный срок с момента исполнения предписания представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------