Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Иркутского УФАС России от 27.10.2014 N 2215 <О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в горячей воде в границах эксплуатируемых тепловых сетей, выразившемся в уклонении от подписания акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. № 2215

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2014.
В полном объеме решение изготовлено 27.10.2014.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия)
в присутствии:
- представитель ООО "Э", представители ООО "И", представитель ОАО "И" - представителей ОАО "С",
рассмотрев дело № 333 от 16.09.2014, возбужденное в отношении ОАО "С", в связи с неисполнением в установленный срок предупреждения № 6811 от 01.08.2014 и по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части совершения действий (бездействия), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке передачи тепловой энергии в горячей воде в границах эксплуатируемых тепловых сетей, выразившихся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, что имеет своим результатом ущемление интересов ООО "Э",

установила:

В Иркутское УФАС России поступило заявление заявлению ООО "Э" (вх. № 6471 от 03.06.2014) на действия "Б" - филиал ОАО "С" (далее - ОАО "С") и ОАО "И", выразившиеся в навязывании невыгодных условий при установлении границ эксплуатационной ответственности по акту № 19 от 20.02.2014 к договору теплоснабжения потребителя тепловой энергии ОАО "С", заключенному с ОАО "И".
В ходе проведения антимонопольного расследования Иркутским УФАС России в адрес ОАО "С", ОАО "И" и ООО "Э" направлены письма с требованием о предоставлении информации.
Изучив полученные от сторон документы, по указанному заявлению установлено следующее.
1. Между ОАО "С" (продавец) и ООО "Э" (покупатель) заключен договор № 0005/236 реализации имущества от 27.12.2013.
В соответствии с предметом указанного договора Продавец передает в собственность Покупателя, а Покупатель принимает и оплачивает объекты недвижимости (нежилое здание, земельный участок), расположенные по адресу: <...>, в том числе:
- административное здание, нежилое, общей площадью 2407,5 кв.м кад. № <...>;
- земельный участок общей площадью 1629 кв.м, кадастровый № <...>.
2. Между ОАО "С" и ОАО "И" в лице ООО "И" заключен договор теплоснабжения № 2534 потребителя тепловой энергии в горячей воде от 01.03.2012.
В соответствии с указанным договором отпуск тепловой энергии для нужд Потребителя и нужд сторонних потребителей осуществляется до точки поставки, которая расположена на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон за содержание тепловых сетей по каждой тепловой установки определяется Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон за содержание тепловых сетей.
Границей ответственности считается внешняя сторона тепловой камеры ТК-32Д-21-4 в направлении потребителя согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон за содержание тепловых сетей № 22 от 05.03.2012.
Письмом (исх. № 42-2-3-05/0013 от 13.01.2014) (вх. от 13.01.2014 б/н) ОАО "С" уведомил ООО "И" о необходимости исключения из договора теплоснабжения № 2534 от 01.03.2012 объект "Административное здание № 1 - Мак-Банк" тепловой установки по адресу: <...>, в связи с продажей.
3. ООО "Э" обратилось в адрес ООО "И" с заявкой (исх. № 40207-1 от 07.02.2014) (вх. № 741 от 07.02.2014) на заключение договора теплоснабжения административного здания по адресу: <...>, в связи со сменой собственника.
11 февраля 2014 года ООО "Э" обратилось в адрес ООО "И" с заявлением (вх. № 110) на переоформление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание по теплоснабжению административного здания по адресу: <...>.
13 февраля 2014 года, на основании писем: ОАО "С" (вх. от 13.01.2014 б/н) и ООО "Э" (вх. № 741 от 07.02.2014), ООО "И" совместно с представителями ООО "Э" и ОАО "С" провели обследование теплопотребляющей установки к новому договору, о чем имеется акт обследования б/н.
В процессе осуществления преддоговорных отношений ООО "И" был подготовлен трехсторонний акт № 19 разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования от 20.02.2014 между ОАО "И", ООО "Э" и ОАО "С". В соответствии с указанным актом границей ответственности считается для потребителя (ОАО "С") внешняя сторона тепловой камеры ТК-32Д-21-4, для стороннего потребителя - ООО "Э", внешняя сторона тепловой камеры ТК-32Д-21-10 в направлении потребителя. Данный акт подписан со стороны ООО "Э" и ОАО "И", ОАО "С" от подписи акта отказалось.
ОАО "С" письмом (исх. № 42-2-3-05/0523 от 02.04.2014) сообщило ООО "Э" о невозможности подписания акта № 19 границ ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования от 20.02.2014, где границей ответственности считается тепловая камера ТК-32Д-21-10. Свой отказ в подписании указанного акта ОАО "С" мотивировало тем, что граница ответственности по внешней стороне тепловой камеры ТК-32Д-21-10 указана не корректно, вместо нее должна быть указана тепловая камера ТК-32Д-21-8, так как трубопровод 2Д150 и ТК-32Д-21-10 обеспечивают теплоносителем только здание ООО "Э". При этом ОАО "С" предложило ООО "Э" подписать переоформленный акт № 19 границ ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования от 20.02.2014, где границей ответственности для стороннего потребителя считается внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-8.
Как пояснило ОАО "С" тепловые сети, проходящие по территории земельного участка, принадлежащего ОАО "С" не принадлежат обществу, на балансе у банка не числятся.
В связи с неопределенностью принадлежности тепловых сетей, проходящих по территории земельного участка ОАО "С", со стороны ООО "И" инициировано совещание представителей ООО "И", ОАО "С" и ООО "Э", которое состоялось 10.06.2014, о чем имеется соответствующий протокол.
В ходе совещания представитель ОАО "С" сообщил, что документы, указывающие на принадлежность тепловых сетей, проходящих по земельному участку ОАО "С", отсутствуют.
Представитель ООО "Э" предложил ОАО "С" инициировать процедуру признания спорного участка тепловой сети бесхозяйной.
3. Между ОАО "И" в лице ООО "И" и ООО "Э" заключен договор теплоснабжения (поставки) потребителя тепловой энергии в горячей воде № 1218 от 02.06.2014. Данный договор распространяет свое действие с 01.04.2014. Точка поставки определена актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон за содержание тепловых сетей № 22 от 05.03.2012.
Количество принятой потребителем тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета, в случае его установления на границе раздела.
Прибор учета ООО "Э" ТЭМ-104 установлен в тепловом пункте по ул. <...> 01.05.2014, под показания прибора учета попадает тепловая установка - Административное здание № 1.
4. В связи с отсутствием документов (информации) о собственнике тепловых сетей, проходящих по территории земельного участка, принадлежащего ОАО "С", Иркутским УФАС России в адрес Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г. Иркутска направлено письмо (исх. № 5764 от 01.07.2014) с требованием представления письменных пояснений, является ли участок тепловой сети от ТК-32Д-21-8 до ТК-32Д-21-10, расположенный по адресу: <...> муниципальной собственностью или бесхозяйной, с приложением копий соответствующих документов.
В ответ на указанное письмо КУМИ Октябрьского округа г. Иркутска сообщило, что каких-либо обращений, в том числе от ОАО "С", ООО "Э" и ООО "И", по вопросу признания участка тепловой сети от ТК-32Д-21-8 до ТК-32Д-21-10 бесхозяйной не поступало.
КУМИ Октябрьского округа г. Иркутска инициирована процедура признания объекта (участок тепловой сети от ТК-32Д-21-8 до ТК-32Д-21-10) бесхозяйным в порядке, предусмотренным решением Думы г. Иркутска "О порядке регистрации и использования бесхозяйного имущества, находящегося на территории г. Иркутска", от 05.12.2011 № 005-20-280449/1. До настоящего времени спорный участок тепловых сетей бесхозным не признан.
5. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В статье 2 Закона о теплоснабжении раскрыты следующие понятия:
- теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (п. 4);
- теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (п. 4.1);
- тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5);
- передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (п. 12);
- теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей (п. 11) (в данном случае такой организацией является ОАО "И" в лице ООО "И");
- теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (п. 16).
В ст. 19 Закона о теплоснабжении отражено определение точки учета тепловой энергии, теплоносителя, используемой в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя посредством установки в ней приборов учета или проведения расчета количества и качества производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя с учетом места нахождения этой точки учета. Из положений ч. 2 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" следует, что точка учета тепловой энергии, теплоносителя находится на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом нормы ч. 5 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" определяют точку поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя. Точка поставки тепловой энергии (мощности) теплоносителя является местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации. Точка поставки по общему правилу должна располагаться на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или в точке подключения к бесхозяйной сети, если потребитель подключен к сетям, не имеющим владельца. Здесь же должен располагаться и прибор учета тепловой энергии.
Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации) (далее - Постановление № 808) в ст. 2 раскрывает следующие понятия:
"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Согласно пункту 21 Постановления № 808 договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:
договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;
величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;
ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;
ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
порядок расчетов по договору;
порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;
объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;
объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Из совокупного анализа изложенных норм, следует, что акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон является неотъемлемой частью договора теплоснабжения заключаемого с теплоснабжающей организацией.
Соглашение - документ (акт, договор) между двумя или несколькими лицами, оформленный в виде официального документа, или неофициальная договоренность по поводу взаимодействия, общих действий, платежей, кредитов, поставок, купли-продажи товаров и по другим вопросам.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей ...".
Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.
Анализируя изложенное, следует, что акт является документом, подтверждающим достижение соглашения (договоренности) между сторонами в чем-либо и в связи с этим возникновения (наличие) у сторон гражданско-правовых отношений, таким образом, акт, по своей сути, является договором.
Следовательно "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон", определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок по своему пониманию является договором.
ОАО "С" не является собственником тепловых сетей, расположенных на земельном участке, принадлежащем банку на праве собственности (адрес: <...>, кад. № <...> площадью 3992 кв.м), но является лицом, эксплуатирующим указанные сети.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Пункт 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении гласит, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
РАО "ЕЭС России" 06.07.1998 утверждена "Типовая инструкция по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей). РД 153-34.0-20.507-98" (ред. от 29.09.2000, с изм. от 14.05.2008) (далее - типовая инструкция).
Типовая инструкция составлена на основе новых нормативно-технических документов (СНиП 2.04.07-86*. Тепловые сети. М.: Минстрой России, 1994., РДПр 34-38-030-92. Руководящий нормативный документ. Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей. М.: Ротапринт ЦКБ Энергоремонта, 1994., РД 34.20.518-95. Типовая инструкция по защите тепловых сетей от наружной коррозии. М.: СПО ОРГРЭС, 1997).
Типовая инструкция составлена в соответствии с: РД 34.01.103-94. Правила разработки, пересмотра, утверждения и применения отраслевых руководящих документов по эксплуатации и ремонту оборудования в электроэнергетике. М.: СПО ОРГРЭС, 1994, РД 34.03.201-97, Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей. М.: НЦ ЭНАС, 1997, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). М.: Китап Пресс, 1996, §6 Энергоснабжение, другими действующими в России руководящими документами, утвержденными Госгортехнадзором России, Минтопэнерго РФ, Минстроем РФ.
Типовая инструкция предназначена для персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых сетей в составе организаций и предприятий, входящих в систему РАО "ЕЭС России", и направлена на совершенствование организации эксплуатации, повышение эксплуатационной надежности, технического уровня эксплуатации тепловых сетей и систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) в целом и обеспечение координации процессов выработки, передачи и потребления тепловой энергии.
Другие теплоснабжающие организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере централизованного теплоснабжения, должны обеспечивать все требования, определенные государственными и отраслевыми нормативными актами и документами в части организации и ведения производства по системам транспорта и распределения тепловой энергии.
Организации и предприятия, выполняющие проектирование, наладку и эксплуатацию тепловых сетей и оборудования, должны иметь соответствующие разрешения (лицензии) на все виды этой деятельности, выданные в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.2 Типовой инструкции организация, эксплуатирующая тепловые сети, должна выполнять следующие основные функции:
- техническое обслуживание тепловых сетей и сооружений;
- организация и проведение ремонтов тепловых сетей и сооружений;
- организация и проведение аварийно-восстановительных работ в тепловых сетях.
Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения с ЕТО и документы, содержащие, помимо прочего, сведения о месте нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод).
В случае подключения таких теплопотребляющих установок к сетям, не принадлежащим на праве собственности или ином законном основании единой теплоснабжающей организации, проверка наличия надлежащего подключения проводится уполномоченными представителями теплоснабжающей организации по согласованию с теплосетевой организацией, к сетям которой подключены теплопотребляющие установки заявителя, или с владельцем источника тепловой энергии, к которому подключены теплопотребляющие установки потребителя, с составлением акта о разграничении балансовой принадлежности (пункты 35 - 37 Правил № 808).
Между тепловыми сетями теплоснабжающей организации ОАО "И" и потребителем ООО "Э" имеются сети, эксплуатируемые иным владельцем - ОАО "С", к которым подключена теплопотребляющая установка ООО "Э".
Согласно п. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении и п. 2 Правил № 808 точка поставки - это место исполнения обязательств теплоснабжающей организации, которое может быть расположено только по признаку владения следующим образом:
- либо на границе балансовой принадлежности тепловой сети (теплопотребляющей установки) и тепловой сети теплоснабжающей организации;
- либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Статьей 1 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.
Исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст.ст. 3, 10 Федерального закона "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В отношении действий (бездействия), прямо предусмотренных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".

Пунктом 5 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с Аналитическим отчетом о состоянии конкуренции в целях установления признаков доминирующего положения ОАО "С" установлено, что ОАО "С" занимает доминирующее положение на товарном рынке передачи (поставки) тепловой энергии в горячей воде в географических границах земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кад. № <...> площадью 3992 кв.м, принадлежащего ОАО "С" на праве собственности, на котором расположены тепловые сети, эксплуатируемые ОАО "С".
ОАО "С", занимая доминирующее положение по отношению к ООО "Э", может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (тепловой энергии, теплоносителя) на товарном рынке передачи (поставки) тепловой энергии в горячей воде.
Таким образом, в действиях ОАО "С" были усмотрены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части совершения действий, занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, выразившихся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, что может иметь своим результатом ущемление интересов ООО "Э".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.
Приказом ФАС РФ от 14.12.2011 № 874 утвержден Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению его последствий.
Согласно части 2 указанной статьи предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 этого Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая наличие в действиях (бездействии) ОАО "С", занимающего доминирующее положение на товарном рынке передачи (поставки) тепловой энергии в горячей воде в географических границах земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кад. № <...> площадью 3992 кв.м, принадлежащего ОАО "С" на праве собственности, на котором расположены тепловые сети, эксплуатируемые ОАО "С", признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Иркутское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции", направило в адрес ОАО "С" предупреждение (исх. № 6811 от 01.08.2014) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия организационных и других мер к устранению признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, который, по своей сути, является договором, где границей ответственности для ООО "Э" указана внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10.
Особо следует отметить, что п. 1.5 Порядка принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в пункте 1.2 Порядка, без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Указанное предупреждение получено со стороны ОАО "С" (ИНН <...>, 117997 <...>) 06.08.2014, следовательно предупреждение подлежит исполнению не позднее 06.09.2014.
Учитывая, что 06.09.2014 являлся нерабочим днем - суббота, то срок переносится на следующий рабочий день - 08.09.2014.
ОАО "С" подало в Иркутское УФАС России ходатайство (вх. № 10825 от 09.09.2014) о продлении срока выполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 01.08.2014 № 6811, выданного Иркутским УФАС России, в связи с подачей ОАО "С" заявления об оспаривании предупреждения № 6811 от 01.08.2014 в Арбитражный суд Иркутской области.
Однако в удовлетворении указанного ходатайства было отказано на основании нижеследующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также п. 3.2 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утв. Приказом ФАС РФ от 14.12.2011 № 874, по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Из вышеуказанного следует, что продление срока исполнения предупреждения возможно при наличии каких-либо существенных обстоятельств, препятствующих выполнению такого предупреждения в срок, установленный антимонопольным органом.
Предупреждением № 6811 от 01.08.2014 срок для прекращения признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, который, по своей сути, является договором, где границей ответственности для ООО "Э" указана внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, был установлен в тридцать дней с момента получения предупреждения.
Сведений (информации), свидетельствующих о наличии веских (существенных) оснований (обстоятельств), препятствующих подписанию (заключению) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014 между ООО "Э" и ОАО "С", в установленный Иркутским УФАС России срок, со стороны ОАО "С" не представлено.
Таким образом, антимонопольный орган установил ОАО "С" достаточный и разумный срок для исполнения указанного предупреждения.
Обстоятельство того, что ОАО "С" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании предупреждения № 6811 от 01.08.2014, не может быть признано существенным и, не может быть признано основанием для продления срока исполнения предупреждения № 6811 от 01.08.2014.
Одновременно следует отметить, что 08.09.2014 Арбитражный суд Иркутской области отказал ОАО "С" в принятии обеспечительных мер по заявлению о признании недействительным предупреждения от 01.08.2014 № 6811 Иркутского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом от 16.09.2014 в отношении ОАО "С" возбуждено дело № 333 в связи с неисполнением в установленный срок предупреждения № 6811 от 01.08.2014, и по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части совершения действий (бездействия), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке передачи (поставки) тепловой энергии в географических границах земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кад. № <...> площадью 3992 кв.м, принадлежащего ОАО "С" на праве собственности, на котором расположены тепловые сети, эксплуатируемые ОАО "С", выразившихся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, что может иметь своим результатом ущемление интересов ООО "Э".
Определением № 1172 от 16.09.2014 рассмотрение дела № 333 назначено на 14 октября 2014 г. в 14 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела стороны, участвующие в деле, подтвердили свои позиции, изложенные в пояснениях по делу.
В ходе рассмотрения дела представителем ОАО "С" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 333 от 16.09.2014 до вступления в законную силу решения суда по делу № А19-14231/2014 о признании недействительным предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 01.08.2014 № 6811.
Однако Комиссией в удовлетворении указанного ходатайства отказано в связи с тем, что предупреждение выдается потенциальному нарушителю, и дает ему возможность не допустить нарушения.
Предупреждение является ненормативным правовым актом и может быть предметом самостоятельного обжалования.
В соответствии с п. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, факт обжалования предупреждения не может быть признан обстоятельством препятствующим возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Оценивая имеющиеся в деле документы (сведения), а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, изучив доводы сторон, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в действиях (бездействии) ОАО "С", занимающее доминирующее положение на товарном рынке передачи (поставки) тепловой энергии в горячей воде в географических границах земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кад. № <...> площадью 3992 кв.м, принадлежащего ОАО "С" на праве собственности, на котором расположены тепловые сети, эксплуатируемые ОАО "С", имеются нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившихся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, что имеет своим результатом ущемление интересов ООО "Э" в гарантированном и надлежащем получении тепловой энергии в горячей воде.

решила:

1. Признать действия (бездействие) ОАО "С" (ИНН <...>, 117997 <...>), занимающее доминирующее положение на товарном рынке передачи (поставки) тепловой энергии в географических границах земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кад. № <...> площадью 3992 кв.м, принадлежащего ОАО "С" на праве собственности, на котором расположены тепловые сети, эксплуатируемые ОАО "С", нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, что имеет своим результатом ущемление интересов ООО "Э".
2. Выдать ОАО "С" предписание о прекращении нарушения пункта п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО "Э" в части:
2.1. ОАО "С" в сорокадневный срок с момента получения настоящего предписания устранить нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, путем подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования, где границей ответственности для ООО "Э" будет являться внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10.
2.2. ОАО "С" в пятидневный срок с момента исполнения предписания № 239 уведомить Иркутское УФАС России об его исполнении с приложением копий соответствующих документов.
3. Копию решения и предписания направить в адрес ОАО "С".
4. Копию решения направить в адрес ООО "Э".
5. Копию решения направить в адрес ООО "И".
6. Копию решения направить в адрес ОАО "И".
7. Материалы дела № 333 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ОАО "С" по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение и предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст. 52 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 октября 2014 г. № 239

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2014.
В полном объеме решение изготовлено 27.10.2014.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения № 2215 по делу № 333 от 16.09.2014 о нарушении ОАО "С" (ИНН <...>, 117997 <...>) п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ОАО "С" в сорокадневный срок с момента получения настоящего предписания устранить нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в уклонении от подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования № 19 от 20.02.2014, в соответствии с которым границей ответственности для ООО "Э" является внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10, который, по своей сути, является договором, путем подписания (заключения) акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон за обслуживание тепловых сетей и оборудования, где границей ответственности для ООО "Э" будет являться внешняя стенка тепловой камеры ТК-32Д-21-10.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти рабочих дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (ст. 52 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------