Решение Иркутского УФАС России от 10.11.2014 N 2369 <О признании ненадлежащей рекламы, распространенной с апреля по май 2014 г. на остановках общественного транспорта в г. Братске, так как она содержит оскорбительное и непристойное выражение>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. № 2369
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 899 от 15.07.2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на остановках общественного транспорта в г. Братске рекламы следующего содержания: "СИСЬКИ!!! А теперь, когда Вы обратили внимание, "М1" ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ (далее по тексту) <...>, <...>, <...>, E-mail: <...>",
в отсутствии:
- заявителя - ООО "М2" (<...>), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждено почтовым уведомлением № 66402579303081 вручено 07.11.2014;
- лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела:
гражданина О. надлежащее уведомление лица подтверждено телефонограммой № 14 от 06.11.2014;
гражданина У. надлежащее уведомление лица подтверждено телефонограммой № 15 от 06.11.2014;
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "М1" (<...>; ИНН <...>, ОГРН <...>) - генеральный директор К. (почтовое уведомление № 66402579303050 вручено 25.10.2014),
установила:
В Иркутское УФАС России поступило заявление телекомпании "Г" (ООО "М2") (вх. № 6588 от 04.06.2014, вх. № 7823 от 30.06.2014) в связи с распространением в городе Братске наружной рекламы с использованием слова "сиськи".
В ходе проведенного расследования Иркутским УФАС России выявлена реклама следующего содержания: "СИСЬКИ!!! А теперь, когда Вы обратили внимание, "М1" ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ далее по тексту <...>, <...>, <...>, E-mail: <...>". Указанная рекламная информация была размещена на остановках общественного транспорта в г. Братске.
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 данного Федерального закона.
В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" Иркутским УФАС России рассмотрение данной рекламы грузовых шин "М1" было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России (далее - Экспертный совет).
По результатам голосования члены Экспертного совета признали наличие в рассматриваемой рекламе непристойного и оскорбительного выражения.
Таким образом, позиция антимонопольного органа о несоответствии рекламы грузовых шин "Магистраль Шина" требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в связи с наличием непристойного и оскорбительного выражения подтверждена членами Экспертного Совета.
В соответствии с определением № 899 от 15.07.2014 Иркутским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства РФ о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 05.08.2014.
К участию в деле привлечены: заявитель - ООО "М2", рекламодатель - О.
5 августа 2014 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 899 от 15.07.2014 О. не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 9296 от 04.08.2014). В соответствии с определением № 899 от 15.07.2014, О. в Иркутское УФАС России представлены пояснения (вх. № 9206 от 31.07.2014) о том, что он не является ни заказчиком, ни исполнителем, ни распространителем рекламы грузовых шин "М1", в связи с этим запрашиваемые определением документы представить не может. Также О. пояснил, что доменное имя <...>, указанное в рассматриваемом рекламном сообщении, зарегистрировано им 27.07.2012 по просьбе некоего Дениса. Спустя время связь О. с Денисом была утеряна.
ООО "М2" к участию в рассмотрении дела представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя (вх. № 9152 от 30.07.2014), кроме того, в заявленном ходатайстве указало места распространения рекламы грузовых шин "М1", а именно на ООТ "М3" (<...>) и на автостанции в Падунском округе г. Братска (<...>).
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Согласно пункту 34 Правил, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения: в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лиц, участвующих в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствии данных лиц; в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств; в связи с необходимостью привлечения, по мнению антимонопольного органа, к участию в деле других лиц.
Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью привлечения к участию в деле других лиц.
Иркутским УФАС России проведено расследование, в ходе которого, с учетом пояснений и документов, имеющихся в материалах дела, Комиссией Иркутского УФАС России принято решение привлечь к участию в рассмотрении дела К. и У., в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - рекламодателей.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России рассмотрение дела отложила на 28.08.2014.
К участию в деле привлечены: заявитель - ООО "М2", рекламодатели - О., К., У.
28 августа 2014 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 899 от 15.07.2014 О., К., У. не явились. К. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 10246 от 26.08.2014), но вместе с тем оно не подписано.
ООО "М2" к участию в рассмотрении дела представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя (вх. № 10246 от 26.08.2014).
Определением № 986 от 05.08.2014 у лиц (К. и У.), привлеченных к участию в рассмотрении дела, затребованы документы о том, кто является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Вместе с тем в Иркутское УФАС России документы не представлены.
Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. В связи с чем рассмотрение дела отложила на 24.09.2014.
24 сентября 2014 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 899 от 15.07.2014 О., К., У. не явились, документы, затребованные определением № 1105 в Иркутское УФАС России, не представили.
ООО "М2" к участию в рассмотрении дела представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя (вх. № 10611 от 03.09.2014).
Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. В связи с чем рассмотрение дела отложила на 13.10.2014.
13 октября 2014 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 899 от 15.07.2014 О., К., У. не явились, документы, затребованные определением № 1236 в Иркутское УФАС России, не представили.
ООО "М2" к участию в рассмотрении дела представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя (вх. № 12428 от 09.10.2014).
Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. В связи с чем рассмотрение дела отложено на 10.11.2014.
В указанную дату для участия в рассмотрении дела № 899 от 15.07.2014 О., К., У. не явились. Вместе с тем в материалах дела имеются доказательства их надлежащего уведомления.
ООО "М2" к участию в рассмотрении дела представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Данное ходатайство Комиссией Иркутского УФАС России рассмотрено и удовлетворено.
В ходе рассмотрения дела, исходя из письменных пояснений ООО "М2" установлено, что рассматриваемая реклама размещалась на специализированных стендах, установленных на остановках общественного транспорта "М3" (<...>) и на автостанции в Падунском округе г. Братска (<...>). Данные стенды принадлежат ИП "Ч", в связи с чем ему направлен запрос (исх. № 9528 от 15.10.2014) с целью выяснить кто является рекламодателем рекламы следующего содержания: "СИСЬКИ!!! А теперь, когда Вы обратили внимание, "М1" ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ далее по тексту <...>, <...>, <...>, E-mail: <...>".
В ответ на запрос ИП "Ч" пояснил (вх. № 13845 от 07.11.2014), что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "М1", что подтверждается приложенным к ответу Договором № 91 от 04.04.2014. Также к ответу приложены: макет рекламы, платежное поручение и список остановок на которых распространялась рассматриваемая реклама.
Согласно представленному Договору ООО "М2" в лице генерального директора Королева Дениса Витальевича заключило договор на размещение рекламы и информации с ИП "Ч".
Исходя из п. 2.1 раздела II Предмета договора ООО "М1" поручает, а ИП "Ч" принимает на себя обязательства по размещению информации ООО "М1" на информационных стендах для размещения информации и рекламы, установленных на остановках общественного транспорта, по местам, ценам и в сроки, согласованные сторонами и указанными в Приложении 1 к договору № 91 от 04.04.2014.
Исходя из приложения 1 к договору № 91 от 04.04.2014 установлено следующее:
1. Дата начала размещения информационного сообщения - 04.04.2014.
2. Дата окончания размещения информационного сообщения - 04.05.2014.
3. Перечень мест (остановок общественного транспорта) распространения рекламы: Энергетик (Турист, Железнодорожный вокзал), Падун (Автостанция на 7, Автостанция на 50), Братск (2 остановочных пункта Телецентр, Автостанция, БЛПК, Меридиан, 2 остановочных пункта Дом книги, Школа 14, 26 микрорайон, БРАЗ 1, Браз 2, БРАЗ 3, Байкал, Типография) - 17 остановочных пунктов общественного транспорта.
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, данное положение Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ запрещает использовать в рекламе оскорбительные образы, выражения.
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова значение слова "оскорбить" раскрыто следующим образом - крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Как следует из материалов дела, на остановках общественного транспорта в г. Братске распространена реклама следующего содержания: "СИСЬКИ!!! А теперь, когда Вы обратили внимание, "М1" ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ (далее по тексту) <...>, <...>, <...>, E-mail: <...>".
Таким образом, в данной рекламе содержится информация о грузовых шинах, об их восстановлении и продаже. При этом внимание к рекламному сообщению привлечено посредством использования выражения "СИСЬКИ!!!" оформленного крупным шрифтом красного цвета.
В первую очередь привлекает внимание потребителей данное выражение за счет ярко-красного и увеличенного шрифта, далее следует: "А теперь, когда Вы обратили внимание". Таким образом, рекламодатель не скрывает своей цели привлечения внимания к объекту рекламирования путем использования непристойного и оскорбительного выражения "СИСЬКИ!!!".
Этимологический словарь - это лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. В данном словаре не содержится информации о слове "сиськи", в то время как в энциклопедиях современных культур, фольклора и субкультур встречается множество непристойных и оскорбительных определений женской груди.
В соответствии с Толковым словарем Ефремовой Т.Ф. (Т.Ф. Ефремова, 2000), слово "сиськи" (мн. разг.-сниж.) означает "Женскую грудь".
Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержится информация о женской груди с использованием определения данного словосочетания в сниженном разговорном значении.
Вместе с тем, женская грудь считается традиционным символом плодородия. Во всех частях света есть горы и холмы, по форме напоминающие женскую грудь. Это сходство было замечено на заре человечества и эти горы и холмы получили свое соответствующее название и почитались святыми местами как символ плодородия.
Существует множество описаний и сравнений женской груди в художественной литературе и других печатных источниках. Для авторов трудность заключается в неуловимой грани между прекрасным, возвышенным и пошлым, низким, непристойным.
С учетом изложенного следует, что рассматриваемая реклама грузовых шин "М1" привлекая внимание к ее объекту посредством использования выражения "СИСЬКИ!!!" формирует у потребителя пренебрежительное отношение к женщинам, оскорбляет их. Помимо прочего данное выражение не имеет отношения к объекту рекламирования.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в связи с наличием непристойного и оскорбительного выражения "СИСЬКИ!!!".
Данная позиция антимонопольного органа о несоответствии рассматриваемой рекламы требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в связи с наличием непристойного и оскорбительного выражения, подтверждена членами Экспертного Совета по рекламе при Иркутском УФАС России (далее - Экспертный совет).
Экспертный совет образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию. Он является консультативно-совещательным органом при Иркутском УФАС России. В состав Экспертного совета входят специалисты антимонопольного органа, представители органов исполнительной власти Иркутской области, саморегулируемых организаций и профессиональные участники рекламного рынка, эксперты и специалисты в отдельных областях знаний, в том числе в области лингвистики.
В ходе заседания 25.06.2014 Экспертного совета члены выразили мнение, что использование в рекламе выражения "СИСЬКИ!!!" неуместно, поскольку объектом рекламирования являются грузовые шины. В связи с этим реклама вводит в заблуждение потребителей относительно объекта рекламирования.
Также члены Экспертного совета пояснили, что слово "сиськи" оскорбляет женщин, поскольку является вульгарным обозначением женской груди, что нарушает общепринятые нормы морали и нравственности. В связи с этим, использованное в рекламе выражение "СИСЬКИ!!!" является непристойным и оскорбительным.
По результатам голосования члены Экспертного совета большинством голосов признали наличие в рассматриваемой рекламе оскорбительного и непристойного выражения. А именно выражения "СИСЬКИ!!!".
10.11.2014 в ходе рассмотрения дела по существу, исходя из имеющихся в деле материалов, Иркутским УФАС России установлено, что лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела У. и О. отношение к рассматриваемой рекламе грузовых шин "М1", не имеют.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ РФ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
В ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 данного Федерального закона.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Иркутским УФАС России установлен рекламодатель - общество с ограниченной ответственностью "М1", генеральным директором которого является К.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения рекламного законодательства - прекращения распространения рекламы с наличием оскорбительного и непристойного выражения, то Комиссией принято решение выдать ООО "М1" соответствующее предписание.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508, Комиссия,
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную с апреля по май 2014 г. на остановках общественного транспорта в г. Братске следующего содержания: "СИСЬКИ!!! А теперь, когда Вы обратили внимание, "М1" ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ (далее по тексту) <...>, <...>, <...>, E-mail: <...>", так как она не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, поскольку содержит оскорбительное и непристойное выражение.
2. Выдать ООО "М1" предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
3. Прекратить участие в деле У.
4. Прекратить участие в деле О.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для возбуждения административного дела, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 ноября 2014 г. № 255
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
на основании своего решения № 2369 от 10.11.2014 по делу № 899 от 15.07.2014 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной на остановках общественного транспорта в г. Братске следующего содержания: "СИСЬКИ!!! А теперь, когда Вы обратили внимание, "М1" ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ (далее по тексту) <...>, <...>, <...>, E-mail: <...>", так как она не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, поскольку она содержит оскорбительное и непристойное выражение, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ООО "М1" (<...>; ИНН <...>, ОГРН <...>) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы грузовых шин "М1" с нарушением требований ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, а именно с использованием оскорбительного и непристойного выражения.
2. ООО "М1" в 2-дневный срок со дня исполнения данного предписания представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------