Решение Иркутского УФАС России от 14.11.2014 N 2423 <О нарушениях законодательства в сфере проведения торгов на право заключения договора с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности, влекущих за собой либо способных повлечь ограничение конкуренции участников открытого конкурса и определения его победителей>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. № 2423
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России),
при участии заявителя - ИП С., представителя администрации г. Иркутска по доверенности <...>, представителя ООО "И" <...>,
рассмотрев жалобу ИП С. на действия администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике, связанные с проведением торгов на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска (извещение № 281014/2171595/01), руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
06.11.2014 в Иркутское УФАС России поступила жалоба ИП С. на действия администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике, связанные с проведением торгов на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска (извещение № 281014/2171595/01).
По мнению заявителя, организатором торгов при проведении вышеуказанных торгов допущены следующие нарушения законодательства РФ:
- срок для подачи заявок на участие в торгах составляет 27 дней, что не соответствует требованиям Приказа № 67 и ограничивает круг лиц, которые могут принять участие в торгах;
- установленный в документации о проведении торгов критерий оценки "размещение социальной рекламы на РК" предоставляет преимущественные условия участия в торгах крупным фирмам, которым способны предложить более выгодные условия по данному критерию, т.е. заявить о размещении социальной рекламы на РК сверх установленного ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) годового объема - в пределах 5%;
- установление критерия № 3 оценки заявок на участие в торгах "квалификация участника" (опыт работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя) приводит к ограничению и устранению конкуренции, поскольку в случае предложения по первым двум критериям оценки заявок наилучших предложений, т.е. предложения наиболее высокой платы за право заключения договора по торгам и взятия рекламораспространителем обязательств по размещению социальной рекламы на РК сверх установленного Законом о рекламе объема, но отсутствием у субъекта опыта работы в сфере наружной рекламы, общий балл оценки заявки участника будет снижен по критерию № 3.
На основании вышеизложенного ИП С. просит антимонопольный орган признать документацию по проведению торгов № 281014/2171595/01 несоответствующей требованиям законодательства РФ.
Администрацией г. Иркутска на жалобу ИП С. представлены письменные возражения исх. от 13.11.2014 № 180-70-4184/4, согласно которым нормы приказа ФАС России № 67 от 10.02.2010 не распространяются на порядок проведения торгов на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий). Извещение о проведении торгов опубликовано в соответствии с Положением о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 28.03.2014 № 031-06-344/14. Критерий № 2 "Размещение социальной рекламы на РК" предлагает претенденту предложить размещение большего процента размещения социальной рекламы, чем предусмотрено Законом о рекламе, при этом отсутствие предложения по данному критерию не является основанием для отклонения заявки с предложением участника конкурса, вследствие чего установление указанного критерия не противоречит закону. Относительно установления в документации по проведению торгов критерия № 3 "квалификация участника" в письменных возражениях организатора торгов указано, что данные критерий также не противоречит требованиям законодательства РФ, поскольку не является основным критерием, и участник, имеющий наименьший опыт работы в сфере наружной рекламы имеет возможность предложить лучшие условия по другим критериям. Кроме этого, критерий № 3 связан с предметом конкурса и не является условием допуска участников конкурса, а также установление данного критерия не лишает возможности соревноваться с другими участниками и выигрывать торги.
На основании вышеизложенного администрация г. Иркутска считает жалобу ИП С. необоснованной.
На рассмотрение жалобы представителем администрации г. Иркутска представлены дополнительные письменные пояснения от 14.11.2014 по жалобе ИП С., а также подтверждены доводы, изложенные в ранее представленных письменных возражениях на жалобу ИП С.
Также на рассмотрение жалобы представителем ООО "И" даны пояснения, согласно которым Общество имеет желание принять участие в вышеуказанных торгах, однако в результате установления организатором торгов в документации критериев № 2 и 3 права и законные интересы потенциальных участников конкурса ограничены. ООО "И" поддерживает доводы жалобы ИП С. Кроме этого, представителем ООО "И" указано на то обстоятельство, что в конкурсной документации имеется противоречие в части того, что подпунктом 2 пункта 10 конкурсной документации установлены основания для отказа в допуске к участию в аукционе, в числе которых значится отсутствие в форме "конкурсное предложение" ряда сведений, при этом самой разработанной организатором торгов формой "конкурсное предложение" указание подобных сведений не предусмотрено, следовательно, в случае заполнения участником указанной формы комиссией организатора торгов при рассмотрении заявки участника будет принято решение об отказе в допуске в соответствии с пп. 2 п. 10 конкурсной документации.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, письменные и устные пояснения представителя администрации г. Иркутска, ИП С. и представителя ООО "И", приходит к следующему.
1. В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Постановлением администрации г. Иркутска от 28.03.2014 № 031-06-344/14 утвержден Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности г. Иркутска (далее по тексту - Порядок организации и проведения торгов на установку и эксплуатацию РК), в соответствии с п. 5.2 которого конкурсная или аукционная документация не должна содержать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников торгов.
В рассматриваемом случае проведение администрацией г. Иркутска в лице Комитета по экономике открытого конкурса на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска (извещение № 281014/2171595/01) регламентируется нормами вышеуказанного Порядка, и требования Положения о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, не подлежат применению. Следовательно, в данной части комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ИП С.
2. В соответствии с п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Пунктом 4.1 Порядка организации и проведения торгов на установку и эксплуатацию РК установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации (газете "Иркутск официальный") и размещено не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru), а также на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru).
Таким образом, любое лицо до начала проведения торгов должно иметь возможность совершить действия по подаче заявки на участие в конкурсе, при этом минимальный срок для осуществления указанных действия составляет 30 дней.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что извещение о проведении торгов на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска, опубликовано в газете "Иркутск официальный" и размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru 28.10.2014. При этом дата начала приема заявок - с 29.10.2014, дата окончания приема заявок - 24.11.2014 18-00. Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок и подведения итогов торгов - 01.12.2014.
Таким образом, срок, установленный конкурсной документацией для подачи заявок, составляет 27 дней, что противоречит требованиям п. 2 ст. 448 ГК РФ и п. 4.1 Порядка организации и проведения торгов на установку и эксплуатацию РК, и приводит к необоснованному сокращению срока на подачу заявок для участия в торгах, следствием чего может явиться недопущение, ограничение или устранение конкуренции на рынке наружной рекламы г. Иркутска, вследствие чего действия администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике по нарушению вышеуказанных норм являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
3. В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В силу пункта 3 статьи 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций).
Разделом 8.1 конкурсной документации на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска установлено, что определение победителя конкурса осуществляется на основании следующих критериев:
1) размер платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - максимум 50 баллов;
2) размещение социальной рекламы на РК - максимум 20 баллов. Предложение может предусматривать размещение социальной рекламы сверх установленного обязательного объема размещения социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". Отсутствие предложения по данному критерию не является основанием для отклонения заявки с предложением участника конкурса. Участник на свое усмотрение принимает решение о предложении по данному критерию. Заявка с предложением участника конкурса без предложения по данному критерию рассматривается наравне с заявками с предложениями участников конкурса, содержащие предложения по данному критерию. Порядок оценки заявок следующий: 5 баллов - доля социальной рекламы от 0 до 5% годового объема распространяемой рекламы, 10 баллов - от 5 до 7%, 15 баллов - от 7 до 10%, 15 баллов - от 7 до 10%, 20 баллов - свыше 10%;
3) квалификация участника конкурса (опыт работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя) - максимум 30 баллов (опыт работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя, полных лет): до 1 года - 5 баллов, от 1 года до 5 лет - 10 баллов, от 5 лет до 8 лет - 15 баллов, от 8 лет до 12 лет - 20 баллов, от 12 лет до 18 лет - 25 баллов, от 18 лет и более - 30 баллов.
Комиссией антимонопольного органа рассмотрены доводы жалобы ИП С. по установлению в конкурсной документации критериев оценки заявок № 2, 3 на соответствие требованиям законодательства РФ, по результатам чего приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 10 Закона о рекламе регламентирован годовой объем социальной рекламы, подлежащий размещению рекламораспространителем - 5%.
Исходя из порядка оценки заявок по критерию № 2 "размещение социальной рекламы на РК" количество баллов, присуждаемых заявке по данному критерию, увеличивается в результате взятия рекламораспространителем на себя обязательств по размещению социальной рекламы сверхустановленного Законом о рекламе годовым объемом.
Таким образом, ввиду того, что обязательный объем размещения социальной рекламы на рекламной конструкции закреплен законодательно, следовательно, использование данного показателя как критерия оценки конкурсного предложения участника, и более того оценка большего объема, чем установлено Законом о рекламе, фактически является завуалированной под добровольное волеизъявление вмешательства организатора торгов в предпринимательскую деятельность участников и навязывание им условия об увеличении объема размещения социальной рекламы по сравнению с установленным в законе.
При этом проектом договора, являющимся приложением № 4 конкурсной документации, в числе обязательств рекламораспространителя значится размещение на РК социальной рекламы в пределах 5% годового объема общей рекламной площади.
На основании вышеизложенного, комиссия антимонопольного органа считает, что установление в конкурсной документации критерия оценки заявок "размещение социальной рекламы на РК" необоснованно, поскольку способно привести к предоставлению участникам, предложившим наивысшую долю размещения социальной рекламы при участии в торгах, преимуществ в виде получения наибольшего количества баллов по данному критерию.
Относительно обоснованности установления в конкурсной документации критерия № 3 "квалификация участника конкурса" комиссия Иркутского УФАС России считает следующее.
В силу действующего законодательства для входа хозяйствующего субъекта на рынок наружной рекламы и получения какого-либо опыта в указанной сфере необходимо принятие субъектом участия в торгах, проводимых органами местного самоуправления.
Согласно п. 1.2 Порядка организации и проведения торгов, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 28.03.2014 № 031-06-344/14, торги проводятся, в том числе, в целях создания равных условий и возможностей для размещения наружной рекламы на недвижимом имуществе муниципальной собственности г. Иркутска. Основными принципами организации торгов являются равные условия для всех претендентов на приобретение права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности г. Иркутска, гласность, открытость, общедоступность (п. 1.3 Порядка).
По условиям конкурсной документации по проведению торгов № 281014/2171595/01 по критерию "квалификация участника конкурса" с учетом его значимости в 30% обеспечивал организации, имеющий значительный опыт выполнения работ в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя, получение максимального количества баллов - 30.
Одновременно по критерию "размер платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" получение максимального количества баллов в размере 50 баллов возможно только при увеличении цены договора, а по критерию № 2 "размещение социальной рекламы на РК" - при увеличении годового объема размещения сверхустановленного Законом о рекламе.
При таких обстоятельствах комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что критерий "квалификация участника конкурса", предусмотренный конкурсной документацией, сформулирован таким образом, что по его условиям только участник торгов, действующий на рынке наружной рекламы более продолжительное количество времени по сравнению с иными участниками, имеющими незначительный опыт либо не имеющими опыт работ в указанной сфере, получит наибольшее количество баллов по указанному критерию. При этом заявке участника, имеющего незначительный опыт выполнения работ до 5 лет либо не имеющего такового, будет присвоено 5 баллов, в связи с чем данному участнику в целях победы в торгах и заключении договора по критериям № 1 и 2 необходимо будет предложить наименее выгодные для себя условия заключения договора в части предложения наибольшей цены контракта и доли размещения социальной рекламы, каковыми и является ИП С. (не имеющий опыта в сфере наружной рекламы) и ООО "И" (имеется незначительный опыт выполнения работ в сфере наружной рекламы).
При этом участник, имеющий значительный объем опыта выполнения работ в сфере наружной рекламы, получит преимущества в виде получения наибольшего количества баллов, поскольку будет иметь возможность предложения наиболее выгодных для себя предложений по критериям № 1 и 2, в результате чего, по мнению комиссии Иркутского УФАС России, нарушаются положения пп. 1.2, 1.3 вышеуказанного Порядка организации и проведения торгов, также нормы ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которыми установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Также комиссией антимонопольного органа установлено, что в конкурсной документации по проведению торгов имеется противоречие в части того, что подпунктом 2 пункта 10 конкурсной документации установлены основания для отказа в допуске к участию в аукционе, в числе которых значится отсутствие в форме "конкурсное предложение" ряда сведений, при этом разработанной организатором торгов формой "конкурсное предложение" указание подобных сведений не предусмотрено, следовательно, в случае заполнения участником указанной формы комиссией организатора торгов при рассмотрении заявки участника будет принято решение об отказе в допуске в соответствии с пп. 2 п. 10 конкурсной документации.
В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Ввиду того, что комиссией антимонопольного органа установлены вышеуказанные нарушения антимонопольного законодательства РФ при проведении торгов на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска (извещение № 281014/2171595/01), комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи организатору торгов в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции предписания об аннулировании торгов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, комиссия Иркутского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ИП С. обоснованной.
2. Признать администрацию г. Иркутска в лице комитета по экономике нарушившей п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, пункты 1.2, 1.3, 4.1 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности г. Иркутска, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска (извещение № 281014/2171595/01) в части необоснованного сокращения срока для подачи заявок на участие в торгах, а также утверждения конкурсной документации, содержащей критерии оценки заявок - "размещение социальной рекламы на РК" и "квалификация участника (опыт работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя)", влекущие за собой либо способные повлечь ограничение конкуренции участников открытого конкурса и определения его победителей.
3. Выдать администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов путем аннулирования указанного открытого конкурса № 281014/2171595/01.
4. Копии решения направить сторонам по жалобе, копию предписания - администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 ноября 2014 г. № 256
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России № 2423 от 14.11.2014, руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. Администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике и конкурсной комиссии в срок до 01.12.2014 устранить нарушения порядка проведения открытого конкурса на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Иркутска (извещение о проведении торгов 281014/2171595/01), путем его аннулирования.
2. В срок до 03.12.2014 администрации г. Иркутска в лице комитета по экономике представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение п. 1 данного предписания.
------------------------------------------------------------------