Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Иркутского областного суда от 17.11.2014 по делу N 3-68-14 <О признании недействующим пункта 1 указа Губернатора Иркутской области от 23.07.2014 N 224-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2015 года" в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов на территории Усольского района Иркутской области как для общедоступных охотничьих угодий>



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. по делу № 3-68-14

Иркутский областной суд в составе:
судьи Иркутского областного суда Федоркевич С.З.,
при секретаре Л.Е.,
с участием прокурора Шебетниковой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании противоречащими законодательству и недействующими отдельных положений указа Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2015 года",

установил:

23 июля 2014 года Губернатором Иркутской области издан указ № 224-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2015 года".
Указ официально опубликован в общественно-политической газете "Областная" от 1 августа 2014 года № 84 (1252).
Усольское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - районное отделение) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1 указа Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2015 года" в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьем угодье Усольского района Иркутской области как для общедоступного охотничьего угодья, указывая, что оспариваемое положение противоречит статьям 7, 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Свои требования заявитель мотивировал тем, что территория охотничьих угодий Усольского района Иркутской области площадью 550000 гектаров передана ему в пользование на основании распоряжения первого заместителя главы администрации Иркутской области от <...> № <...> для осуществления права пользования объектами животного мира, предоставленного долгосрочной лицензией от <...> № <...>, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области на срок 25 лет. Договор о предоставлении данной территории (акватории) в пользование был оформлен посредством включения администрацией области его условий в указанную долгосрочную лицензию.
Вплоть до 2012 года заявитель осуществлял пользование объектами животного мира на территории закрепленного охотничьего угодья в соответствии с квотами добычи, утвержденными по его заявкам, проводил природоохранные мероприятия, занимался охраной и воспроизводством животных. В 2012 году между заявителем и Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее - Служба) возникли судебные споры о праве пользования закрепленным охотничьим угодьем и объектами животного мира, до разрешения которых в принятии заявок на установление квоты добычи охотничьих животных ему отказано.
Заявитель полагает, что данные обстоятельства сами по себе не влекут изменение вида охотничьего угодья с закрепленного на общедоступное, в связи с чем утверждение в оспариваемом указе Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг квот добычи охотничьих ресурсов для охотничьих угодий Усольского района Иркутской области как для общедоступных является незаконным и нарушает его права в данной области.
В судебном заседании представители Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов П.А., Ш.С. заявленные требования поддержали.
Представители Губернатора Иркутской области - С.А., Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области - Ш.Н., М.П. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения представителей Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов П.А., Ш.С., представителя Губернатора Иркутской области С.А., представителей Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Ш.Н., М.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иркутской областной прокуратуры Шебетниковой Ж.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Иркутский областной суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований исходя из следующего.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить таким федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Частями 2 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных этим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья), и на охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).
Согласно части 3 статьи 24 этого же Федерального закона и пункту 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 228, лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Лимит добычи охотничьих ресурсов в силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья, в том числе с учетом их видов (закрепленные и общедоступные).
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с данным Федеральным законом (ч. 9 ст. 24).
При отсутствии заявки квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается (пункт 7 Порядка от 29 июня 2010 года № 228).
Как следует из материалов дела, указ, отдельные положения которого оспариваются заявителем, издан Губернатором Иркутской области, являющимся в силу статьи 59 Устава Иркутской области высшим должностным лицом Иркутской области, во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в форме, соответствующей областному законодательству.
Пунктом 1 оспариваемого указа Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов для охотничьих угодий Усольского района Иркутской области как для общедоступных охотничьих угодий.
Проанализировав содержание указанного положения указа Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2015 года" на предмет соответствия федеральному и областному законодательству, суд приходит к выводу о том, что установление квоты добычи охотничьих ресурсов для охотничьих угодий Усольского района Иркутской области как для общедоступных охотничьих угодий противоречит законодательству, имеющему более высокую юридическую силу.
Как видно из материалов дела, с апреля 2007 года пользование объектами животного мира на территории охотничьего угодья Усольского района осуществлялось Усольским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов.
Основаниями для пользования заявителем объектами животного мира на указанной территории явились распоряжение заместителя главы администрации Иркутской области от <...> № <...> о предоставлении Усольскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов территории (акватории), необходимой для осуществления охоты: участка общей площадью 550000 гектаров на территории Усольского района в границах согласно приложению 1 к данному распоряжению в долгосрочное пользование сроком на 25 лет, и долгосрочная лицензия от <...> № <...>, выданная районному отделению на пользование объектами животного мира сроком действия до <...> (л.д. 17, 18 - 21).
Суд принимает указанные документы в качестве доказательств наличия у заявителя права пользования объектами животного мира и, соответственно, закрепления за ним территории охотничьего угодья Усольского района Иркутской области, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, поскольку они отвечают требованиям закона об относимости и допустимости по содержанию и форме, учитывая, что их действие на момент рассмотрения дела судом не прекращено.
Так, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения заместителя главы администрации Иркутской области от 27 апреля 2007 года № 183-рз и выдачи долгосрочной лицензии № 0003206, объекты животного мира могли предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
Долгосрочная лицензия должна была содержать, в частности, границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром (статья 38).
Согласно статьям 10, 16 Закона Иркутской области от 21 июня 2002 года № 24-оз "Об охоте в Иркутской области" (ред. от 3 мая 2005 года, действовавшая на момент выдачи заявителю долгосрочной лицензии) для осуществления пользования животным миром администрация области на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации принимала решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносились в долгосрочную лицензию.
На основании полученных согласований администрация области заключала договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Таким образом, отнесение охотничьего угодья к закрепленному охотничьему угодью осуществлялось на основании и с момента принятия администрацией области решения о предоставлении территории или акватории в пользование конкретным юридическим лицам и выдачи этим лицам долгосрочной лицензии на право пользования животным миром.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 апреля 2010 года, статья 33 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" изложена в новой редакции, указывающей, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам по основаниям, установленным этим Законом и Законом об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.
При этом главой 3 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулирован порядок предоставления земельных и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в границах охотничьих угодий.
В соответствии с указанными нормами с 1 апреля 2010 года действующее законодательство не допускает возможности выдачи долгосрочных лицензий на пользование животным миром, равно как и заключения договоров (соглашений) о предоставлении в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, без проведения аукциона и без соблюдения приведенных выше условий, установленных Законом.
Исключения из данного правила специально предусмотрены частями 1 и 2 статьи 71 названного Закона, устанавливающими, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, однако и в этом случае долгосрочные лицензии продлению не подлежат.
Частью 3 этой же статьи установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона.
Указанные положения Закона не изменяют порядок отнесения охотничьих угодий к тому или иному виду (закрепленным либо общедоступным), а лишь ставят реализацию права пользования закрепленным охотничьим угодьем и находящимися на нем объектами животного мира, возникшего на основании решения областной администрации и выданной до 1 апреля 2010 года долгосрочной лицензии, без проведения аукциона в зависимость от наличия договора о предоставлении территории (акватории) в пользование, а после 1 апреля 2010 года - от заключения охотхозяйственного соглашения.
Как установлено в судебном заседании, у заявителя отсутствует договор о предоставлении территории (акватории) в пользование, составленный в качестве отдельного документа либо охотхозяйственное соглашение, необходимые для реализации им права пользования закрепленным охотничьим угодьем на территории Усольского района.
Однако отсутствие указанных документов не имеет правового значения для отнесения охотничьих угодий, расположенных на территории Усольского района, к общедоступным охотничьим угодьям, поскольку вид охотничьего угодья с закрепленного на общедоступное путем отмены распоряжения первого заместителя главы администрации Иркутской области от <...> № <...> о предоставлении территории (акватории) в пользование Усольскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов либо принятия нового решения об изменении вида охотничьего угодья с закрепленного на общедоступное охотничье угодье не был изменен.
Кроме того, суд учитывает, что вступившим в законную силу постановлением четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2014 года по делу № А19-1676/2013 на Службу по охране и использованию животного мира Иркутской области возложена обязанность заключить с Усольским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром, в границах в соответствии с приложением к распоряжению первого заместителя главы администрации Иркутской области от <...> № <...> (л.д. 189 - 192).
Учтены судом и объяснения представителей заинтересованного лица - Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области о том, что до настоящего времени в Иркутской области не закончен переход на охотхозяйственные соглашения.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что охотничьи угодья, расположенные на территории Усольского района Иркутской области, являются закрепленными охотничьими угодьями.
Таким образом, утверждение оспариваемым указом Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг квоты добычи охотничьих ресурсов для охотничьих угодий Усольского района Иркутской области как для общедоступных охотничьих угодий противоречит статьям 24, 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 23 июля 2014 года № 224-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2015 года" в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов на территории Усольского района Иркутской области как для общедоступных охотничьих угодий.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья
С.З.ФЕДОРКЕВИЧ


------------------------------------------------------------------