Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации г. Усолье-Сибирское от 27.01.2014 N 126 "О Стратегии действий в интересах детей до 2017 года на территории города Усолье-Сибирское"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. № 126

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
ДО 2017 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации г. Усолье-Сибирское
от 02.12.2014 № 2062)

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Иркутской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", руководствуясь пунктом 3 распоряжения Губернатора Иркутской области № 163-р от 25 декабря 2012 года "О Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области", статьями 45, 55 Устава города Усолье-Сибирское, администрация города Усолье-Сибирское постановляет:

1. Одобрить Стратегию действий в интересах детей до 2017 года на территории города Усолье-Сибирское (прилагается).

2. Утвердить прилагаемый состав Координационного совета по реализации мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей в городе Усолье-Сибирское на период до 2017 года.

3. Опубликовать данное постановление в газете "Официальное Усолье".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Жилкина О.П.

Глава администрации города
А.П.РОЖАЛОВСКИЙ





Одобрена
постановлением
администрации г. Усолье-Сибирское
от 27 января 2014 года
№ 126

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ до 2017 ГОДА
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
В Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Главная цель настоящей Стратегии действий в интересах детей до 2017 годы на территории города Усолье-Сибирское (далее - Стратегия) - определить основные направления и задачи государственной политики на территории города Усолье-Сибирское в интересах детей по созданию и развитию условий для максимально эффективной реализации их прав и гарантий.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации в частности.
Правительством Иркутской области в 2011 - 2012 годах принят ряд нормативных правовых актов, положительно повлиявших на активизацию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлена единовременная выплата в размере 100 тысяч рублей гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с 1 сентября 2012 года на 25% увеличен размер вознаграждения приемным родителям за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, а также увеличен размер денежных средств, выплачиваемых на их содержание.
С целью оптимизации работы по оказанию медико-социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, министерством здравоохранения Иркутской области утверждено типовое соглашение по устройству детей в возрасте до 3 лет временно в дома ребенка по заявлению родителей.
В городе Усолье-Сибирское для решения вопросов в сфере детства с учетом основных характеристик социально-демографического положения в сфере социальной политики разработаны и реализуются ведомственные целевые программы "Развитие образования г. Усолье-Сибирское на 2014 - 2016 гг.", "Молодежь города Усолье-Сибирское" на 2014 - 2016 годы, разработаны и утверждены Планы мероприятий ("дорожные карты") в сфере образования и культуры, включающие отдельные положения, касающиеся данного вопроса. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения показателей детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
В городе Усолье-Сибирское остро стоят проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, охвата детей дошкольным образованием, детской преступности.
Численность детского населения города Усолье-Сибирское на 1 января 2013 года составила 18006 человек, что составляет 21,9% населения города (82338 чел.).
В 2012 году в городе родилось 1031 детей (в 2011 г. - 944, в 2010 г. - 989). В результате введения дополнительных мер поддержки семей с детьми, в том числе предоставление женщине, родившей второго и последующего ребенка, материнского (семейного) капитала, наблюдается рост рождаемости за счет вторых и третьих рождений. Так, за 2011 - 2012 г., по данным отдела ЗАГС по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, число детей, родившихся 3-ми и более по порядку рождения, составило в 2010 году 212 человек, в 2011 году - 227 детей, 2012 году - 273 ребенка.
Показатель младенческой смертности характеризует не только качество оказания медицинской помощи женщинам и детям, состояние системы здравоохранения, но и уровень социального благополучия населения, организацию межведомственного взаимодействия в плане сохранения жизни и здоровья матери и ребенка.
В городе показатель младенческой смертности продолжает снижаться и по данным ОГБУЗ "Усольская детская городская больница" за 2012 г. составил 3,0 на 1000 родившихся живыми, что на 3,7 ниже, чем в 2010 году. Причинами смертности детей от 1 до 14 лет (3 человека) в 2012 году стали:
1. Врожденный порок сердца.
2. Утопление.
3. Онкология.
Причины смертности подростков 15 - 17 лет (5 человек):
1. Убийство - 2 человека.
2. Утопление.
3. Дорожно-транспортное происшествие.
4. Передозировка наркотических средств.
Анализ причин смертности детей 1 - 14 лет (6 человек) в 2011 году показывает:
1. Причина смерти не установлена.
2. Менингококковая инфекция.
3. Черепно-мозговая травма.
4. Детский церебральный паралич.
5. Отравление угарным газом.
Смертность подростков 16 - 17 лет в 2011 году составила 2 человека, в том числе: 1 - суицид (повешение), 1 - онкология.
Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей имеет тенденцию к увеличению: (в 2010 г. - 0,06% (12 детей), в 2011 г. - 0,06% (12 детей), в 2012 г. - 0,02% (4 ребенка), 2013 г. - 0,07% (14 детей).
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе составила в 2012 году 1001 детей (5,3% детского населения).
В 2012 году отделом ЗАГС по Усольскому району и Усольскому району заключили брак 1008 семей, что ниже показателя 2011 года на 195 браков. Фактором риска увеличения социального сиротства являются изменения в брачной структуре населения. Увеличивается количество неполных семей в результате разводов и внебрачных рождений. В 2012 году официальные отношения расторгли 679 супружеских пар, что меньше на 47 семей, чем в 2011 году.
Высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. В 2012 году было зарегистрировано 217 новорожденных у женщин, не состоящих в браке с отцом ребенка, что составило 11% от количества зарегистрированных рождений.
Согласно данным отдела здравоохранения отмечается рост заболеваемости детей. В сравнении с 2011 годом в 2012 году показатель общей заболеваемости детей 0 - 17 лет увеличился на 2,7% на 100 тыс. населения.
В структуре детской заболеваемости первые места занимают болезни органов дыхания, на втором месте травмы, внешние причины.
По данным ОГБУЗ Иркутской области "Усольский противотуберкулезный диспансер", заболеваемость туберкулезом у детей составила в 2011 году 12 случаев (66,7%), 2012 году - 6 (35,9%) на 100 тыс. населения. Учитывая социальный характер заболевания, применение только медицинских мер профилактики туберкулеза (вакцинация, химиопрофилактика, оздоровление и др.) недостаточно. Основными факторами риска инфицирования и заболевания детей туберкулезом являются эпидемический (47% детей из очагов туберкулезной инфекции).
Еще одной уязвимой категорией, нуждающейся в заботе государства, являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2013 года в городе состояли на учете 361 ребенок данной категории, что составляет 2,0% от всего детского населения. Семьи, имеющие детей-инвалидов, сталкиваются с серьезными материальными затруднениями в связи с появлением дополнительных расходов, связанных с болезнью ребенка, а также полной или частичной потерей заработка одним из родителей из-за необходимости осуществления постоянного ухода за ним.
Для повышения адаптационных возможностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание условий для оказания комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей, в том числе создание условий для их творческого развития. Необходимо уделять особое внимание их физическому состоянию. Это актуализирует задачу привлечения указанной категории детей к занятиям адаптивной физической культурой.
Положение семей с детьми усугубляется и последствиями финансово-экономического кризиса и недостаточного количества рабочих мест. Большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, испытывают потребность в дополнительной площади. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.
Низкий уровень доходов, соответственно низкое качество жизни, нестабильное положение приводят к социальному неблагополучию, разрыву внутрисемейных взаимоотношений. На 1 января 2013 года на профилактическом учете состоят 83 семьи с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых проживают 137 несовершеннолетних детей.
Серьезной проблемой продолжает оставаться количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Основными причинами являются асоциальное поведение родителей и лиц, занимающихся их воспитанием, злоупотребление алкоголем, безответственное, равнодушное отношение к судьбе детей, в результате чего складываются конфликтные ситуации в семье или семьи находятся в трудных материальных и социальных условиях, а также бесконтрольность и безнадзорность со стороны родителей за несовершеннолетними, ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию и развитию.
Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей такова: 2010 - 158, 2011 - 124, 2012 - 189. Количество тяжких и особо тяжких преступлений против детей: 2010 г. - 15, 2011 - 13, 2012 г. - 8. Уровень сексуальных преступлений против несовершеннолетних: 2010 - 8, 2011 - 19, 2012 г. - 4.
За период 2010 - 2012 годов в городе наблюдалось снижение преступлений, совершенных несовершеннолетними. В целом за 3 года число таких преступлений составило: 2010 - 70, 2011 - 43, 2012 г. - 41. При этом за 2013 год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло до 74.
Значимыми направлениями политики социализации подрастающего поколения являются помощь в профессиональной ориентации, получении опыта трудовой деятельности, содействие во временном трудоустройстве подростков и учащейся молодежи. В течение 2012 года в ОГКУ "Центр занятости населения города Усолье-Сибирское" обратилось в поиске работы 388 чел. в возрасте от 14 до 18 лет, из числа которых 376 несовершеннолетних граждан нашли работу, включая работу временного характера.
В системе общего образования города Усолье-Сибирское сохраняется тенденция сокращения численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений с 9287 детей в 2011 году до 9134 человек в 2013 году.
Планомерная деятельность по развитию системы дополнительного образования детей в городе имеет положительные результаты. Дополнительным образованием в 2013 году охвачено 6733 детей, 72% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет в городе. В 2013 году на территории города услуги дополнительного образования предлагают 13 общеобразовательных учреждений, в которых функционирует 139 детских творческих и спортивных объединений различной направленности. В течение года в них дополнительным образованием охвачено 2250 обучающихся.
Важной составляющей эффективной политики в сфере детства является создание условий, при которых дети имеют возможность принимать непосредственное участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Одна из таких форм - участие обучающихся в управлении образовательным учреждением (иногда называемое самоуправлением). Координатором деятельности ученического самоуправления на уровне города является городской парламент школьников, в состав которого входят 17 обучающихся, лидеров школьных органов самоуправления.
Низким остается количество детских общественных объединений. В городе в настоящее время отсутствует информационный и методический центры, работающие с детскими общественными объединениями. Не сложилась обоснованная и апробированная система государственной поддержки детского общественного движения, определения социального статуса, прав и ответственности взрослых в детских общественных объединениях.
Цель политики участия детей в жизни города и принятии решений заключается в создании условий для органичного включения подрастающего поколения в жизнь общества - сначала на микро-, затем на макроуровне, приобщении к социальным ценностям и нормам, эффективной профилактике отклоняющегося поведения.
Важным звеном в сфере поддержки семей, имеющих детей, является обеспечение условий для реализации гарантированного права детей на образование.
Образованность является условием развития всех сфер жизни современного человека. Образование задает динамику качественного развития общества, открывает двери блестящих возможностей для личностного и карьерного роста. Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования осталась одним из немногих полей национального согласия, объединительным общественным фактором. Образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на ближайший период. Школа является важным звеном в этом процессе.
Муниципальная система образования города Усолье-Сибирское представлена 43 образовательными бюджетными учреждениями: начального общего образования - 1, основного общего образования - 1, среднего общего образования - 13, дошкольного образования - 24, дополнительного образования - 3, одно образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На территории города работают 3 областных государственных общеобразовательных учреждения: ОГСКОУ "Специальная коррекционная школа № 1", ОГКООУ "Санаторная школа-интернат № 4", ОГУОУ "Усольский гвардейский кадетский корпус". Кроме того, на территории города осуществляет деятельность ОГОКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом г. Усолье-Сибирское", а также учреждения профессионального образования.
Обеспеченность общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами составляет 99%. Высшую квалификационную категорию имеют 19% педагогов, первую квалификационную категорию - 36% педагогов, вторую квалификационную категорию - 14% педагогов.
С целью эффективного внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс, актуализации проблемы социального партнерства в образовании, обмена педагогическим опытом в течение 2012 - 2013 учебного года было организовано и проведено 63 городских мероприятия с педагогическими работниками.
Модернизация образования - это не только комплексное и всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, это, прежде всего, фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, направленные на обеспечение качественного процесса обучения.
Обеспечению современных и качественных условий обучения способствует развитие материально-технической базы.
Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования:
1. Создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.
2. Совершенствование работы по обеспечению поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
3. Совершенствование системы качества образования.
4. Совершенствование системы управления образовательным учреждением.
5. Поддержка педагогов в условиях нового порядка аттестации педагогических и руководящих работников.
6. Лицензирование и государственная аккредитация муниципальных общеобразовательных учреждений согласно графику службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.
7. Совершенствование системы контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений по оказанию муниципальных услуг.
В рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" в Иркутской области дистанционным обучением на дому в городе Усолье-Сибирское охвачены 25 детей. Обучающиеся обеспечены дорогостоящим компьютерным оборудованием, которое передано в семьи на договорной основе во временное безвозмездное пользование. Обучение ведется по индивидуальному учебному плану, предусматривающему сочетание дистанционной и очной форм обучения. Обучение ведут сетевые педагоги из общеобразовательных учреждений Иркутской области, назначенные Центром дистанционного образования г. Иркутска, прошедшие специальные курсы в городе Иркутске (областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт развития образования Иркутской области").
23 педагога города Усолье-Сибирское осуществляют дистанционное обучение детей-инвалидов на территории Иркутской области.
В 2012 - 2013 учебном году для детей с ограниченными возможностями здоровья было открыто 38 групп в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, 12 специальных (коррекционных) классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также 23 класса интегрированного обучения.
На базе МБОУ "СОШ № 6", МБОУ "СОШ № 15", МБОУ "СОШ № 16" осуществляют деятельность 3 логопедических пункта, при ДОУ № 5, 7, 38 действуют консультативные пункты для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Имеют лицензии на образовательную деятельность по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений: VII вида - 8 учреждений, VIII вида - 4 учреждения.
В соответствии с нормативными документами по организации коррекционного образования на территории города и в соответствии с Положением о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТМПК) в городе осуществляет деятельность ТМПК, целью которой являются:
1. Осуществление диагностики физических и (или) психических недостатков у детей в возрасте от 3 до 12 лет.
2. Выявление детей и подростков с особыми образовательными потребностями и обеспечения им условий для получения соответствующего образования.
В 2013 году было обследовано 183 человека.
С целью координации работы по противодействию жестокому обращению с детьми общеобразовательные учреждения ежемесячно предоставляют информацию по жестокому обращению с детьми в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города о ненадлежащем исполнении родителями и иными лицами обязанностей по воспитанию детей (исполнение ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Сводная информация сверяется с ОДН МО МВД России "Усольский".
Меры, направленные на реализацию общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми:
1. Внедрение института Уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях города Усолье-Сибирское.
2. Контроль за соблюдением общеобразовательными учреждениями требований к порядку информирования родителей о деятельности органов по защите прав несовершеннолетних (оформление информационных стендов, проведение родительских собраний).
3. Проведение социально значимых конкурсов и общественно значимых акций.
4. Пропаганда ответственного родительства.
Мероприятия, направленные на создание условий для выявления и развития талантливых детей, формирования гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних:
1. Воспитание у детей гражданственности, уважения человеческой личности, ее прав и свобод, формирование активной жизненной позиции, опыта социально значимой деятельности и коммуникативной культуры.
2. Привлечение детей к участию в общественной жизни, создание возможностей и условий для проявления детьми гражданской и социальной активности на основе широкого выбора разнообразных видов деятельности в различных сферах жизни на городском уровне.
3. Создание условий в практической деятельности всех структур, реализующих Стратегию, для учета мнения и предложений детей, вовлечение детей в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий, в том числе создание возможности влиять на принимаемые взрослыми решения в отношении детей через Интернет.
4. Обеспечение поддержки социально значимых проектов и инициатив детских и молодежных общественных объединений.
5. Создание условий для реализации социально значимых программ и проектов, разработанных и реализуемых детьми самостоятельно.
6. Выявление лучших практик, социальных технологий и моделей вовлечения детей в социально значимую деятельностью, общественную жизнь, участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, обобщение и тиражирование опыта на уровне города, образовательных и иных учреждений и организаций.
7. Создание базы данных талантливых детей и молодежи в целях адресной поддержки.
8. Стимулирование проектной и научно-исследовательской деятельности школьников. Расширение системы мероприятий для одаренных детей: проведение фестивалей и конкурсов детского творчества, организация выставок и спортивных соревнований, детских социальных акций, олимпиад и др.
9. Разработка программ, направленных на формирование у детей современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Образовательные учреждения города Усолье-Сибирское используют различные формы обучения: по индивидуальному учебному плану на дому, по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, очно-заочное обучение, обучение с использованием дистанционных технологий и форму семейного образования.
Количество детей-инвалидов, обучающихся в школах в 2013 - 2014 учебном году, - 167 человек, в том числе 125 обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
В 2013 - 2014 учебном году на индивидуальное обучение на дому выведено 62 ребенка. В форме семейного образования обучается один ребенок.
Меры, направленные на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дошкольного и общего образования, направленные на обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность проведения с ними индивидуальных занятий, в том числе в домашних условиях:

8. Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений города Усолье-Сибирское через реализацию комплекса мер по модернизации общего образования Иркутской области.
9. Укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений через участие в региональных, Всероссийских грантовых мероприятиях (конкурсах).
В 2012 - 2013 учебном году статус школа-лаборатория по реализации экспериментальной деятельности по повышению качества питания и формированию культуры здорового питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений получили МБОУ "СОШ № 16" и МБОУ ДДМШВ "Начальная школа - детский сад № 22" (победители областного смотра-конкурса образовательных учреждений по вопросам здорового питания VIII областного форума "Образование Приангарья-2012"), МБОУ "СОШ № 13".
Содействие психологическому здоровью, образовательным интересам, личностному и индивидуальному развитию обучающихся, коррекции разного рода затруднений призвана осуществлять психолого-педагогическая служба, которая функционирует в 13 ОУ общеобразовательных учреждениях и представлена 15 педагогами-психологами и 19 социальными педагогами.
Работой социально-психологической службы в 2012 - 2013 учебном году было охвачено 6200 обучающихся.
В течение года проведена консультационная работа с 4224 обучающимися, 1450 родителями, 35 специалистами. В общеобразовательных учреждениях города Усолье-Сибирское в учебное и каникулярное время работают 13 Постов здоровья (наркопостов), ведутся спецкурсы "Все цвета, кроме черного", "Полезные навыки", "Полезная прививка".
Организация летнего отдыха в каникулярное время способствует сохранению и укреплению физического, психического здоровья обучающихся, решает проблемы занятости детей во внеурочное время, профилактики наркомании, алкоголизма и детской безнадзорности.
В 2013 году 7036 детей школьного возраста, проживающих на территории города Усолье-Сибирское, были охвачены мероприятиями летнего отдыха, оздоровления и занятости, что составило 83,4% от общего контингента обучающихся (8429 человек), в том числе:
- дети-инвалиды - 21 человек;
- опекаемые дети - 133 человека;
- дети из малообеспеченных семей - 896 человек;
- дети из приемных семей - 127 человек;
- дети из многодетных семей - 128 человек;
- дети из семей одиноких родителей - 992 человека,
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 156.
В оздоровительных мероприятиях приняли участие 2854 воспитанника МБДОУ.
Меры, направленные на организацию отдыха и занятости детей в каникулярное время:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Развитие эффективных форм отдыха, оздоровления и занятости детей.
3. Создание условий для развития детско-юношеского туризма, физической культуры и спорта.
4. Реализация интересов детей, связанных с творчеством, стремлением к расширению сферы общения.
5. Привитие детям навыков работы в трудовом коллективе.
6. Повышение эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений, на базе которых организуются лагеря дневного пребывания для отдыха и оздоровления детей.
7. Сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ГОРОДЕ УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ
В СФЕРЕ ДЕТСТВА

Основными проблемами в городе Усолье-Сибирское в сфере детства являются:
1. Недостаточная эффективность имеющихся правовых механизмов обеспечения и защиты интересов детей.
2. Высокие показатели нуждаемости семей при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
3. Высокий уровень социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
4. Низкая эффективность профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, подростками-правонарушителями.
5. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, находящиеся в социально опасном положении).
6. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
7. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Глава 2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ

Ключевыми принципами Стратегии определены:
1) законодательное обеспечение прав ребенка;
2) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав;
3) создание условий для реализации потенциала каждого ребенка в части его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально-позитивных видах деятельности;
4) обеспечение приоритета права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
5) особое внимание уязвимым категориям детей;
6) обеспечение квалифицированного и качественного профессионального сопровождения семей с детьми;
7) партнерство во имя ребенка;
8) обеспечение равной доступности к получению необходимых услуг семей и детей в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта;
9) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Раздел II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Численность детского населения города Усолье-Сибирское на 1 января 2013 года составила 18006 человек, что составляет 21,9% населения города (82338 чел.).
Город Усолье-Сибирское характеризуется высоким уровнем социального неблагополучия семей.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Улучшение качества жизни семей.
2. Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав детей.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

1. Направления реализации задачи "Улучшение качества жизни семей":
1) совершенствование систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы, направленное на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг;
2) осуществление социальных выплат гражданам, имеющим детей, признанным в установленном порядке безработными;
3) оказание государственных услуг в области содействия занятости населения;
4) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории города Усолье-Сибирское (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);
5) организация системной межведомственной деятельности по выявлению, учету, организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
6) обеспечение равной доступности к получению необходимых услуг семей и детей в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта;
7) развитие системы государственной социальной инфраструктуры для детей и семей.
2. Направления реализации задачи "Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав детей":
1) профилактика семейного неблагополучия на ранней стадии, совершенствование работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;
2) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и активизация совместной работы всех субъектов системы профилактики;
3) организация межведомственного взаимодействия по преодолению социального неблагополучия, внедрение и распространение современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми;
4) внедрение передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;
5) обеспечение равной доступности к получению социальных услуг семей и детей, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных служб для детей, пострадавших от жестокого обращения и иных учреждений, а также за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;
6) внедрение инновационных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения; порядка межведомственного взаимодействия по раннему выявлению жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе в деятельности по защите прав детей;
7) формирование современной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Увеличение количества государственных услуг в различных сферах, оказанных семьям и детям города Усолье-Сибирское.
2. Снижение количества безработных граждан, имеющих детей.
3. Снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4. Сокращение случаев лишения родительских прав.
5. Сокращение числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Раздел III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Система дошкольного образования в городе Усолье-Сибирское развивается, гибко реагирует на социально-экономические изменения в обществе. Проблема очередности самая актуальная в образовании в России, имеется она и в городе Усолье-Сибирское.
Утвержден постановлением администрации План мероприятий ("дорожная карта"), мероприятия которого направлены на решение проблемы ликвидации очередности для детей с 3 до 7 лет. "Дорожная карта" разработана до 2015 года и предполагает 100-процентное удовлетворение детей с 3 до 7 лет в местах в детские сады.
На 1 сентября 2013 года дошкольные учреждения посещают 4307 детей. На 1 сентября 2013 года очередность в городе от 0 до 5 лет составила 2377 детей, Очередность для детей с 3 до 7 лет - 514 детей.
В 2013 году открыто 11 дополнительных групп, что позволило снизить очередность в детских садах для детей с 3 до 7 лет на 220 мест.
На открытие дополнительных групп было профинансировано 16241721 руб., в том числе за счет средств местного бюджета - 2689499 руб., за счет средств областного бюджета - 13552221 руб.
Оплата за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в дошкольном учреждении, составляет 1200 рублей.
Охват детей и подростков массовым спортом в городе Усолье-Сибирское составляет 2547 человек в общей численности детей в возрасте до 15 лет, в том числе занимающихся в детско-юношеской спортивной школе - 1148 человек, спортивных клубах и объединениях спортивной направленности - 1399 человек.
Современная система защиты от нежелательных и опасных интернет-ресурсов нуждается в совершенствовании для обеспечения безопасного использования несовершеннолетними, обучающимися в образовательных учреждениях в Иркутской области, всемирной сети.
Таким образом, в сфере доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей являются:
1) дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
2) несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
3) низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступных и качественных бесплатных образовательных услуг, расширение вариативности их форм.
2. Обеспечение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования в городе для детей в возрасте от 3 до 7 лет через расширение форм и способов получения дошкольного образования.
3. Обеспечение условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей в Иркутской области.
4. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и физического воспитания детей.
5. Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
6. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
7. Формирование условий для гражданско-патриотического, культурно-эстетического и нравственного воспитания детей.
8. Развитие системы профилактики наркомании, иных социально негативных тенденций среди несовершеннолетних.
9. Поддержка молодежных и детских общественных объединений как необходимого звена самореализации личности, социализации детей и молодежи.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

1. Направления реализации задачи "Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступных и качественных бесплатных образовательных услуг, расширение вариативности их форм":
1) реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду (права на инклюзивное образование);
2) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, направленное на обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность проведения с ними индивидуальных занятий, в том числе в домашних условиях;
3) совершенствование системы обеспечения качественным горячим питанием детей в учреждениях образования;
4) создание условий для реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования;
5) создание (развитие) инфраструктуры учреждений (отделений) для обучения, воспитания и социализации детей с сохранным интеллектом, но имеющим различные физические патологии;
6) обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
7) обеспечение адресной поддержки инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Направления реализации задачи "Обеспечение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования в городе для детей в возрасте от 3 до 7 лет":
1) Обеспечение государственных гарантий получения гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
2) Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу;
3) Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением;
4) Создание условий для повышения квалификации педагогических кадров через модульно-накопительную систему повышения квалификации;
5) Введение в действие единого образовательного портала дошкольных образовательных учреждений.
3. Направления реализации задачи "Обеспечение условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей в городе Усолье-Сибирское":
1) сохранение сети объединений дополнительного образования в образовательных учреждениях для развития интеллектуальных, технических, творческих, спортивных способностей и социальной активности обучающихся;
2) специальная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников сферы культуры и образования, работающих с одаренными детьми, а также для обеспечения их работы с родителями (законными представителями) детей;
3) обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
4. Направления реализации задачи "Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и физического воспитания детей":
1) оказание поддержки учреждениям культуры (учреждения культурно-досугового типа, библиотеки), учреждениям дополнительного образования, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детским спортивным школам;
2) расширение сети детских и юношеских творческих объединений, центров, клубов по месту жительства, спортивных сооружений, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения;
3) совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, в сфере культуры в городе Усолье-Сибирское;
4) внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу общеобразовательных учреждений в городе Усолье-Сибирское;
5) обеспечение кадрами с высшим и средним профессиональным образованием учреждений дополнительного образования детей.
5. Направления реализации задачи "Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":
1) создание и внедрение просветительских программ обучения детей, родителей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости;
2) внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений в городе, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
6. Направления реализации задачи "Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения":
1) обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством педагогов-психологов;
2) формирование единой содержательной основы подготовки педагогов-психологов, правового регулирования оказания психологической помощи детям;
3) развитие системы качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи детям и семьям в образовательных учреждениях; популяризация среди семей и детей услуг психологической помощи.
7. Направления реализации задачи "Формирование условий для гражданско-патриотического, культурно-эстетического и нравственного воспитания детей":
1) разработка и реализация планов патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи;
2) развитие и поддержка патриотических клубов, центров, работающих с детьми;
3) развитие сети учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры;
4) содействие в получении государственной поддержки одаренных детей в сфере культуры и искусства.
8. Направления реализации задачи "Развитие системы профилактики наркомании, иных социально-негативных тенденций среди несовершеннолетних":
1) разработка и реализация просветительских программ, направленных на профилактику социально-негативных явлений среди несовершеннолетних;
9. Направления реализации задачи "Поддержка молодежных и детских общественных объединений как необходимого звена самореализации личности, социализации детей и молодежи":
1) распространение на территории города Усолье-Сибирское положительного опыта работы общественных объединений, клубов, педагогических коллективов образовательных учреждений в сфере патриотического воспитания.

Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Увеличение охвата всех категорий детей соответствующими образовательными услугами.
2. Обеспечение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования в городе Усолье-Сибирское для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
3. Увеличение количества родителей и детей, получивших различные виды социально-психологической, педагогической помощи в образовательных учреждениях.
4. Увеличение числа обучающихся образовательных учреждений, охваченных программами медиабезопасности.
5. Увеличение доли образовательных учреждений, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию интернет-трафика.
6. Увеличение числа детей - членов молодежных и детских общественных объединений.
7. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, проводимых в сфере культуры, от общего числа детского населения города Усолье-Сибирское в возрасте до 18 лет.
8. Увеличение количества детей, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров.
9. Снижение числа детей и подростков с впервые установленным диагнозом "Наркомания".

Раздел IV. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая ВИЧ-инфицированных детей.
Вместе с тем в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общего количества воспитанников около 60 процентов являются подростками. В городе Усолье-Сибирское требуется развитие системы материального и нематериального стимулирования граждан, принимающих на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.
На 1 января 2013 года в городе Усолье-Сибирское численность детей с ограниченными возможностями здоровья (детей - инвалидов) составила 361 человек. 2,004 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в городе Усолье-Сибирское воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей.
Острая нехватка основных видов помощи детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 процентов из них попадают в дома-интернаты).

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Создание условий для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

1. Направления реализации задачи "Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1) переориентация работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на реабилитацию и восстановление в родительских правах родителей воспитанников, поиск родственников и установление с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;
2) улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей;
3) создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;
4) оказание психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на базе стационарных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;
5) внедрение механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
2. Направления реализации задачи "Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1) организация комплексной подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка с установленной инвалидностью) к обучению в школе;
2) дальнейшее развитие и совершенствование деятельности городской психолого-медико-педагогической комиссии;
3) внедрение современных методик комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
4) внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающей различные виды помощи, в том числе оказание социально-психологической и консультативной помощи родителям, обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте;
5) создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством "включения" их в среду здоровых сверстников и обеспечения их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях;
6) создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом;
7) обеспечение создания рабочих мест для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий;
8) обеспечение условий для возможности получения предпрофессиональной подготовки детьми с установленной инвалидностью в условиях областных государственных учреждений интернатного типа;
9) организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования;
10) обеспечить проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
3. Направления реализации задачи "Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе":
1) Внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них, в том числе при участии некоммерческого сектора;
2) внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве;
3) обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями;
4. Направления реализации задачи "Создание условий для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом":
1) создание эффективной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Усолье-Сибирское;
2) создание условий в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья для занятий физической культурой и спортом, развитие соответствующей инфраструктуры и обеспечение спортивным инвентарем;
3) создание комфортных условий спортсменам, имеющим ограниченные возможности здоровья, при организации учебно-тренировочного процесса.

Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях.
2. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
3. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
4. Увеличение количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших различные виды услуг.
5. Снижение показателей заболеваемости при вертикальной передаче ВИЧ-инфекции.
6. Увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
7. Увеличение количества учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, где созданы условия для занятий физической культурой и спортом.
8. Увеличение численности дипломированных тренеров-преподавателей, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел V. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ
И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 5.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил"), утвержденных резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 года, система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и то, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами правонарушения. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть основано на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, чтобы максимально способствовать успешному решению проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
Муниципальная статистика преступности несовершеннолетних свидетельствует о неблагополучном состоянии в подростковой среде. Возрастает рецидивная преступность несовершеннолетних.
По-прежнему более половины преступлений несовершеннолетними совершаются в группе, в том числе и с участием взрослых.
Дети отличаются от взрослых по своему физическому и психологическому развитию, по своим эмоциональным и образовательным потребностям. Эти и другие различия не только составляют основу для признания меньшей вины за детьми, находящимися в конфликте с законом, но и служат мотивом для создания отдельной системы правосудия по делам в отношении несовершеннолетних и предопределяют иное обращение с детьми.
Создание дружественного к ребенку правосудия дает возможность сохранения экономически активной и законопослушной части населения, сокращения расходов на содержание пенитенциарной системы.
Широкое использование неюридических специальных познаний и сбор социальной информации о подростке, условиях жизни и воспитания, уровня его психического развития позволяют максимально учесть интересы ребенка и защитить его права в гражданском процессе, а в уголовном - правильно назначить меру наказания и составить впоследствии индивидуальную программу ресоциализации этого подростка. Такие меры способствуют существенному снижению уровня повторной преступности и решают проблему предупреждения правонарушений в подростковой среде.
Значимым элементом профилактики детской и подростковой преступности выступает и формирование системы реабилитации несовершеннолетних, преступивших закон и осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, что способствует снижению уровня дальнейшей преступной активности и девиантного поведения.
Одной из острых и актуальных проблем на сегодняшний день является проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер. К числу нерешенных вопросов в данной сфере относится недостаточность мер, направленных на защиту прав детей, ставших жертвами преступных посягательств, в части создания для них максимально благоприятных условий во время предварительного расследования и рассмотрения дел судом, а также создание эффективной системы реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.
С вопросами отправления правосудия в отношении несовершеннолетних тесно связаны и проблемы обеспечения оказания несовершеннолетним и их законным представителям квалифицированной юридической помощи.
Несмотря на осознание важности правовой культуры в современном обществе в городе Усолье-Сибирское, как и по всей России, сохраняется социальная инфантильность населения. Незнание гражданами своих прав и неумение их отстаивать в рамках, определенных законом, приводят к системным нарушениям прав граждан, в том числе детей. В 2013 году начата работа по организации отрядов "Юный помощник полиции".

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.
2. Создание системы эффективной реабилитации детей - жертв насилия, их семей.
3. Обеспечение эффективного функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи детям и их семьям.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

1. Направления реализации задачи "Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей":
1) обеспечение системы специальной подготовки специалистов, занятых в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних;
2) развитие служб примирения (в том числе школьных) в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора;
3) организация эффективной работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;
4) создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в конфликте с законом.
2. Направления реализации задачи "Создание системы эффективной реабилитации детей - жертв насилия, их семей":
1) внедрение реабилитационных программ работы с детьми - жертвами насилия;
2) создание сети организаций (служб), осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
3. Направления реализации задачи "Создание и обеспечение эффективного функционирования на всей территории Иркутской области системы оказания бесплатной юридической помощи детям и их семьям":
1) оказание бесплатной юридической помощи, предусмотрев в том числе механизмы контроля за качеством ее оказания;
2) создание условий для развития негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи детям и их семьям.

Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
2. Увеличение числа служб примирения.
3. Снижение числа детей, совершивших преступления повторно.
4. Увеличение числа подростков, охваченных программами ресоциализации.
5. Увеличение числа служб, оказывающих реабилитационные услуги детям - жертвам насилия, их семьям.
6. Увеличение числа семей и детей, получивших бесплатную юридическую помощь.

Раздел VI. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка.
На уровне города Усолье-Сибирское сформированы правовые и организационные основы участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в сфере образования и молодежной политики: действуют детские и молодежные общественные объединения, органы ученического самоуправления, молодежные студенческие советы, молодежный парламент.
Вместе с тем процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается определенными проблемами, такими как:
1) несовершенство нормативно-правовой базы;
2) отсутствие регулярно проводимых исследований, эффективно действующих стандартов и методик участия детей в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы;
3) недостаточная налаженность системы взаимодействия всех институтов, призванных обеспечить эффективное участие детей в общественной жизни;
4) недостаточность уровня правовой грамотности, как у детей, так и у специалистов, работающих с детьми;
5) усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений;
6) дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
7) пассивность детей;
8) нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Привлечение детей к участию в общественной жизни.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

Направления реализации задачи "Привлечение детей к участию в общественной жизни":
1) подготовка специалистов, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, механизмов их защиты;
2) совершенствование системы подготовки специалистов в области защиты прав детей;
3) внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях;
4) развитие и поддержка всех институциональных форм участия детей в принятии решений (института уполномоченного по правам ребенка в образовательных учреждениях, в муниципальном образовании "город Усолье-Сибирское");
5) освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Увеличение числа детей и специалистов, охваченных образовательными программами по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, механизмов их защиты.
2. Развитие различных форм (институтов) участия детей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, на всех уровнях.
3. Увеличение числа детей, вовлеченных в различные формы общественного самоуправления.

Раздел VII. РОЛЬ И УЧАСТИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Нельзя не отметить высокую роль администрации города Усолье-Сибирское в сфере охраны и защиты материнства, отцовства и детства.
На данный момент администрация города Усолье-Сибирское решает демографическую проблему с помощью комплексных планов, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, на предупреждение семейного неблагополучия и социального сиротства; повышение эффективности оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; проведение образовательных, культурно-массовых и информационных мероприятий, активизация производства и размещения социальной рекламы с целью формирования в обществе, прежде всего у молодежи, нравственных, семейных ценностей, здорового образа жизни; развитие системы дополнительного образования детей и подростков, обеспечение доступности дошкольного образования различным категориям детей.
Вместе с тем в настоящее время в городе Усолье-Сибирское существует ряд проблем, касающихся реализации конституционных прав семей и детей, в том числе на получение дошкольного, общего и дополнительного образования, его доступность, качественное оказание медицинской помощи, получение различных социально значимых услуг по месту жительства, обеспечение безопасности.

Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ

Администрацией города Усолье-Сибирское принимаются меры по реализации Стратегии в рамках своих полномочий, направленные на:
1. Создание полноценных условий для обеспечения доступности детям качественного образования.
2. Обеспечение развивающей среды для свободного времяпрепровождения детей, обеспечивающей оснащение придомовых территорий, а также территорий образовательных учреждений (в том числе дополнительного образования детей) безопасными спортивными и игровыми площадками.
3. Обеспечение доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на объектах муниципальной собственности, в том числе при пользовании общественным автотранспортом, при получении образовательных и медицинских услуг.
4. Обеспечение доступа детей из социально неблагополучных семей к получению услуг дополнительного образования на бесплатной основе.
5. Участие в проведении общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
6. Создание условий для выявления и развития талантливых детей, формирования гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних.
7. Поддержка молодежных и детских общественных объединений как необходимого звена самореализации личности, социализации детей и молодежи.
8. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дошкольного и общего образования, направленное на обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность проведения с ними индивидуальных занятий, в том числе в домашних условиях.
9. Принятие мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
10. Обеспечение координации межведомственного взаимодействия по защите прав детей и профилактике жестокого обращения.
11. Реализация на территории города мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни среди детей.
12. Развитие взаимодействия с общественными объединениями, религиозными, правозащитными организациями в сфере защиты материнства, отцовства и детства при координирующей роли органов местного самоуправления.
13. Организация отдыха и занятости детей в каникулярное время.

Раздел VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Стратегия реализуется во взаимосвязи с Региональной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 в Иркутской области, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами, Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы.
Координирующим органом является образуемый при администрации города Усолье-Сибирское Координационный совет по демографии, семейной политике и защите прав ребенка.
Инструментами реализация Стратегии являются ежегодно утверждаемый план мероприятий по реализации Стратегии, целевые программы, формирование которых осуществляется в строгом соответствии системе целеполагания города Усолье-Сибирское, ориентированной на достижение результата.
Для успешной реализации Стратегии необходимо:
1) создать соответствующую систему индикаторов по каждому разделу Стратегии;
2) организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий.
На основе постоянного мониторинга реализации Стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.

Заместитель главы администрации
города Усолье-Сибирское
О.П.ЖИЛКИН





Приложение
к Стратегии действий в интересах детей
до 2017 года в городе Усолье-Сибирское

ПЕРЕЧЕНЬ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ,
ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

N
п/п
Наименование целевой программы
Наименование, дата, № нормативного акта об утверждении программы
1
ВЦП "Развитие образования г. Усолье-Сибирское на 2011 - 2013 гг."

2
ВЦП "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в г. Усолье-Сибирское на 2012 - 2014 гг."
Постановление администрации города от 20.03.2012 № 490 (с изм. от 13.07.2012 № 1299, от 26.04.2013 № 848)
3
ВЦП "Развитие культуры и сохранение культурного наследия на 2012 - 2014 гг."
Постановление администрации города от 13.10.2011 № 2220 (с изм. от 28.09.2012 № 1814, от 12.10.2012 № 1914, от 28.11.2012 № 2364, от 25.06.2013 № 1310, от 10.10.2013 № 2135)
4
МАП "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Усолье-Сибирское на 2013 - 2015 годы"
Постановление администрации города от 30.04.2013 № 869 (с изм. от 27.08.2013 № 1803, от 01.11.2013 № 2322)
5
ЦП "Развитие образования
г. Усолье-Сибирское на 2014 - 2016 гг."
Постановление администрации города от 14.10.2013 № 2156
6
ВЦП "Молодежь города - 2014 - 2016 гг."
Постановление администрации города от 26.08.2013 № 1778 (с изм. от 01.11.2013 № 2339)
7
ВЦП "Развитие физической культуры и спорта в г. Усолье-Сибирское на 2014 - 2016 годы"
Постановление администрации города от 11.07.2013 № 1431 (с изм. от 15.10.2013 № 2187, от 25.10.2013 № 2271)
8
ДЦП "Обеспечение жильем молодых семей города Усолье-Сибирское на 2011 - 2019 годы"
Постановление администрации города от 06.07.2011 № 1424 (с изм. от 18.08.2011 № 1838, от 30.12.2011 № 2844, от 12.10.2012 № 1912, от 14.01.2013 № 23, от 12.03.2013 № 476, от 22.03.2013 № 565, от 18.09.2013 № 1966)
9
Ведомственная целевая программа "О комплексных мерах профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2014 - 2016 годы"
Постановление администрации города от 27.08.2013 № 1802 (с изм. от 06.11.2013 № 2347)
10
Муниципальная программа города Усолье-Сибирское "Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения" на 2013 - 2015 годы
Постановление администрации города от 06.02.2013 № 164 (с изм. от 22.03.2013 № 568, от 31.07.2013 № 1583, от 23.09.2013 № 2029)
11
Муниципальная программа города Усолье-Сибирское "Безопасный город на 2013 - 2016 годы"
Постановление администрации города от 12.10.2012 № 1906 (с изм. от 07.10.2013 № 2118, от 15.10.2013 № 2185)

12
Ведомственная целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия на 2012 - 2014 гг."
Постановление администрации города от 13.10.2011 № 2220 (с изм. от 28.09.2012 № 1814, от 12.10.2012 № 1914, от 28.11.2012 № 2364, от 25.06.2013 № 1310, от 10.10.2013 № 2135)

Заместитель главы администрации
города Усолье-Сибирское
О.П.ЖИЛКИН





Утвержден
постановлением
администрации г. Усолье-Сибирское
от 27 января 2014 года
№ 126

СОСТАВ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ДЕМОГРАФИИ, СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации г. Усолье-Сибирское
от 02.12.2014 № 2062)

N
Ф.И.О.
Должность
1.
Алтунина
Наталья Геннадьевна
первый заместитель главы администрации города Усолье-Сибирское, председатель Координационного совета
2.
Воронина
Елена Владимировна
директор ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району - заместитель председателя Координационного совета (по согласованию)
3.
Селезнева
Светлана Витальевна
главный специалист отдела образования администрации города Усолье-Сибирское, секретарь Координационного совета
Члены Координационного совета:
4.
Лис
Любовь Андреевна
мэр города Усолье-Сибирское
5.
Алексеева
Марина Викторовна
начальник отделения по делам несовершеннолетних Межмуниципального отдела МВД РФ "Усольский"

7.
Глушак
Маргарита Михайловна
заведующий отделением помощи семье и детям ОГКУ социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района"
8.
Гуденко
Марина Васильевна
главный врач ОГБУЗ "Усольский родильный дом"
9.
Добровольская
Наталья Анатольевна
главный специалист культуры, спорта и молодежной политики администрации города Усолье-Сибирское
10.
Ефремкина
Наталья Александровна
директор МБОУ "СОШ № 5", член Усольской городской общественной организации "Усольский городской совет женщин"
11.
Кравченко
Светлана Александровна
заместитель начальника отдела опеки и попечительства Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району
12.
Коломеец
Лариса Викторовна
главный врач областного государственного учреждения "Усольский областной специализированный дом ребенка"
13.
Костомахина
Валентина Алексеевна
Почетный гражданин города, председатель Усольской городской общественной организации "Усольский городской совет женщин"
14.
Кудрявцева
Светлана Анатольевна
временно замещающая должность начальника отдела по Усольскому району и г. Усолье-Сибирское службы ЗАГС Иркутской области
15.
Михайлова
Елена Викторовна
директор ОГОУ "Детский дом г. Усолье-Сибирское"
16.
Молоткова
Тамара Николаевна
исполнительный директор Усольской городской общественной организации "Благотворительный союз "Добрые люди"
17.
Павидис
Светлана Владимировна
председатель городского родительского комитета
18.
Перевалова
Марина Валентиновна
главный редактор газеты "Усольская городская газета", член Усольской городской общественной организации "Усольский городской совет женщин"
19.
Петров
Максим Михайлович
председатель городского Совета отцов, заместитель главного врача ОГБУЗ "Усольская детская городская больница"
20.
Правдеюк
Марина Александровна
начальник отдела образования города Усолье-Сибирское
21.
Полубаркина
Людмила Васильевна
заместитель директора ОГКУ социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района"
22.
Миронова
Татьяна Валерьевна
главный специалист - инспектор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Усолье-Сибирское
23.
Ягодина
Ирина Михайловна
начальник отдела опеки и попечительства граждан Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району

Заместитель главы администрации
города Усолье-Сибирское
О.П.ЖИЛКИН


------------------------------------------------------------------