Решение Иркутского УФАС России от 05.12.2014 N 2495 <О нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в несвоевременном оснащении 132-х жилых многоквартирных домов коллективными приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в жилых многоквартирных домах>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. № 2495
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2014
В полном объеме решение изготовлено 05.12.2014
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия),
рассмотрев дело № 359 от 03.10.2014 в отношении ЗАО "Б" по признакам нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с несвоевременным оснащением 132 жилых многоквартирных домов, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенных в географических границах г. Братска и технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в жилых многоквартирных домах, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014),
установила:
1. В соответствии с п. 3 плана работы прокуратуры области аппаратом прокуратуры области с привлечением прокуроров гг. Ангарска, Братска, Бодайбо, Усолье-Сибирское, Саянска, Свердловского, Октябрьского, Ленинского районов г. Иркутска проведена проверка исполнения сетевыми организациями, Службой по тарифам Иркутской области законодательства об электроэнергетике, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
По информации, полученной по результатам указанной проверки исполнения сетевыми организациями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Иркутским УФАС России выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившиеся в неоснащении приборами учета в 132 многоквартирных жилых домах (далее - 132 МКД) ЗАО "Б" (далее - ЗАО "Б").
В целях полного и всестороннего проведения антимонопольного расследования в адрес ЗАО "Б" было направлено письмо о предоставлении информации по следующим вопросам:
1) письменно перечислить 132 МКД, которые технологически присоединены к сетям (электрическим, тепловым) ЗАО "Б" и не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, с указанием отдельно по каждому 132 МКД:
- населенного пункта, в котором(ых) расположены такие дома;
- улиц;
- номера дома;
- даты ввода в эксплуатацию МКД;
- юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению 132 МКД (с указанием организационно-правовой формы, полного наименования, юридического и фактического адреса и иные известные ЗАО "Б" сведения);
2) перечень юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, которым ЗАО "Б" до 01.07.2010, в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении, направляло предложения об оснащении объектов - 132 МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов (с обязательным приложением соответствующих почтовых документов (письма, уведомления, реестр и т.д.), подтверждающих направление указанных предложений);
4) в случае ненаправления предложений об оснащении объектов - 132 МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов письменного указать причины ненаправления со ссылкой на действующее законодательство РФ;
5) в случае отсутствия в 132 МКД коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов письменно указать причины неоснащения такими приборами учета в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении по каждому 132 МКД отдельно, со ссылкой на действующее законодательство РФ.
Письмом (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014) ЗАО "Б" предоставило запрошенную информацию, в том числе в виде таблицы о 132 МКД, которые технологически присоединены к электрическим сетям ЗАО "Б" и по состоянию на 01.07.2013 не были оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Письмом (исх. № 3957 от 17.09.2014) (вх. № 11218 от 17.09.2014) ЗАО "Б" подтвердило, что являясь сетевой организацией, осуществляет деятельность по передаче и распределению электрической энергии в рассматриваемых 132 МКД.
Проанализировав представленный реестр (таблицу) сведений об оснащении 132 МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов установлено, что рассматриваемые 132 МКД оснащены приборами учета в период с 16.04.2014 по 26.06.2014, то есть после 01.07.2013, что является нарушением требований ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.
Приказом № 359 от 03.10.2014 возбуждено дело по признакам нарушения ЗАО "Б" (ИНН <...>; <...>) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с несвоевременным оснащением в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанном жилом многоквартирном доме.
17 ноября 2014 г. в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом в определении № 1290 от 03.10.2013 о назначении дела № 359 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению и в определении № 1376 от 28.10.2013 об отложении рассмотрения дела № 359 выявлена (обнаружена) опечатка (ошибка): вместо словосочетания "в связи с несвоевременным оснащением в 132 жилых многоквартирных домах, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенных в географических границах г. Братска и технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанных жилых многоквартирных домах" указано "в связи с несвоевременным оснащением в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанном жилом многоквартирном доме".
Определением № 1438 от 17.11.2014 указанная опечатка (описка) исправлена, словосочетание "в связи с несвоевременным оснащением в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанном жилом многоквартирном доме" заменено на "в связи с несвоевременным оснащением 132 жилых многоквартирных домах, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенных в географических границах г. Братска и технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в жилых многоквартирных домах, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014)".
Как установлено материалами дела, 132 жилых многоквартирных дома, указанные в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенные в географических границах г. Братска и технологически присоединенные к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", обслуживаются следующими управляющими компаниями: ООО "Ж1", ООО "Ж2", ООО "Ж3".
Письмом (исх. № 59/9 от 18.01.201 ***) ЗАО "Б" предложило ООО "Ж1" оснастить объекты - жилые дома, обслуживаемые ООО "Ж1", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Письмом (исх. № 59/10 от 18.01.201 ***) ЗАО "Б" предложило ООО "Ж1" оснастить объекты - жилые дома, обслуживаемые ООО "Ж3", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Письмом (исх. № 59/11 от 18.01.201 ***) ЗАО "Б" предложило ООО "Ж" оснастить объекты - жилые дома, обслуживаемые ООО "Ж1", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Со стороны указанных управляющих компаний какого-либо ответа на указанные предложения ЗАО "Б" направлено не было.
В пояснениях (исх. № 4842 от 13.11.2014) (вх. № 14109 от 13.11.2014) ЗАО "Б" указало, что допущенное нарушение, а именно несвоевременное оснащение 132 жилых многоквартирных домов, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенных в географических границах г. Братска и технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, обусловлено следующим:
- большим количеством многоквартирных жилых домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета со стороны собственников в установленные законом сроки;
- бездействием управляющих компаний, выразившихся в недопуске сотрудников сетевой компании к местам установки приборов учета (подвальным помещениям);
- антисанитарной обстановкой в подвалах многих домов, наличием в них блох и других насекомых, стоячей воды, возникшей вследствие затопления протечками канализационных труб подвалов и т.д.
По мнению ЗАО "Б", указанные обстоятельства создали объективную невозможность соблюдения требований ч. 12 ст. 13 Закон № 261-ФЗ в установленные сроки, в связи с этим срок установки ОДПУ в рассматриваемых 132 МКД был нарушен, вина ЗАО "Б" отсутствует.
Однако в ходе рассмотрения дела каких-либо доказательств (документов, писем и т.д.), подтверждающих наличие изложенных выше обстоятельств, сетевой компанией представлено не было.
2. 23 ноября 2009 года вступил в действие Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Целью Закона об энергосбережении является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов внутренней политики России.
Энергосбережение - это, прежде всего, комплекс мер:
- организационных;
- правовых;
- технических;
- технологических;
- экономических и иных.
Реализация указанных мер направлена на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов. Однако сокращение объема используемых энергетических ресурсов при реализации мероприятий по энергосбережению не должно уменьшать полезный эффект от использования ресурса. Таким образом, в результате мероприятий по энергосбережению при меньшем объеме потребляемого энергетического ресурса качество энергоснабжения не страдает.
К основным мероприятиям реализации программ энергосбережения относится установка приборов учета энергопотребления, в т.ч. потребления тепловой энергии, воды, газа, электроэнергии на объектах социальной сферы, в муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, культуры, спорта. Осуществление мероприятий по энергосбережению приведет к расчетам за потребленные ресурсы (воду, тепловую энергию) по фактическому потреблению, что значительно повлияет на экономию энергоресурсов и снижение оплаты за электроэнергию, отопление, горячую и холодную воду со стороны юридических и физических лиц (граждан-потребителей). Установка приборов учета энергетических ресурсов позволит оптимизировать деятельность котельных и других энергоисточников, снизить энергопотребление теплоснабжающих предприятий на собственные нужды.
Согласно пункту 3 статьи 9 данного закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 указанной статьи на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае неисполнения п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 обязанность по установке общедомовых приборов учета энергии была возложена на энергоснабжающие организации. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Согласно части 9 той же статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, положения пунктов 9, 10 статьи 13 Закона № 261-ФЗ связывают обязанность по установлению приборов учета ресурса именно с фактом обеспечения (осуществления) деятельности по снабжению ресурсом или его передаче.
Как следует из ч. 10 ст. 13, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. № 57 "Об утверждении Методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии"):
- электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.
Отмечено, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354):
- коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
- коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг (к коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения).
Электрическую энергию невозможно зрительно обнаружить как вещь. То, что она была и использовалась, фиксируют приборы учета. Присутствие электрической энергии в сети определяется работой энергопринимающих устройств, если они работают, то энергия присутствует.
Учет электрической энергии осуществляется путем снятия показаний с приборов учета электрической энергии. Показания приборов учета фиксируют объем потребленной электрической энергии (мощности) и позволяют рассчитать размер платы за электрическую энергию.
В соответствии с абз. 10 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 150 Правил № 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
ЗАО "Б" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче и распределению электрической энергии в рассматриваемых 132 МКД, указанных в приложении к пояснениям ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014).
3. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В отношении ЗАО "Б" Службой по тарифам Иркутской области изданы следующие приказы: от 19.08.2013 № 188-спр (ред. от 12.05.2014) "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО "Б", от 27.06.2014 № 296-спр "Об установлении (пересмотре) с 1 июля 2014 года индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год", от 19.12.2013 № 256/1-спр (ред. от 14.04.2014) "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области с 1 января 2014 года".
ЗАО "Б" является сетевой организацией в силу п. 2 Правил недискриминационного доступа.
ЗАО "Б" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Прибор учета электрической энергии - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления (производства, передачи) электрической энергии потребителями (ГП, СО).
Передача электрической энергии (мощности) - оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи.
Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Установка (оснащение) в жилом многоквартирном доме коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, в силу особенностей технологических процессов, является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.
Товарный рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета является смежным рынком для товарного рынка услуг по передаче электрической энергии, т.к. ЗАО "Б" занимает доминирующее положение на вышестоящем товарном рынке - услуги по передаче электрической энергии, то он может оказывать решающее влияние на обращение товара на товарном рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета.
В соответствии с Аналитическим отчетом о состоянии конкуренции в целях установления признаков доминирующего положения ЗАО "Б" занимает доминирующее положение на товарных рынках услуг по передаче электрической энергии и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (электроэнергии) в географических границах объектов электросетевого хозяйства ЗАО "Б", посредством которых осуществляется услуга по передаче электрической энергии потребителям - 132 МКД, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014) и технологически присоединенным к электрическим сетям указанной сетевой организации, расположенных на территории муниципального образования города Братска.
Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу указанных норм, с учетом того, что отсутствие коллективных (общедомовых) приборов учета, как и их несвоевременная установка, обязывает физических лиц (граждан-потребителей) осуществлять оплату за потребленные энергоресурсы исходя из установленных норм потребления.
В свою очередь, реализация мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (электроэнергии) значительно влияет на снижение оплаты за электроэнергию для физических лиц (граждан-потребителей), следует, что отсутствие коллективных (общедомовых) приборов учета, как и их несвоевременное установление может иметь своим результатом ущемление интересов физических лиц (граждан-потребителей), в том числе физических лиц (граждан-потребителей), проживающих в рассматриваемых 132 МКД.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум ВАС РФ № 30) даны разъяснения, согласно которым арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах согласно статье 5 Закона о защите конкуренции ЗАО "Б" занимает доминирующее положение на товарных рынках услуг по передаче электрической энергии и выполнения работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов (электроэнергии) в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей (объектов электросетевого хозяйства) сетевой организации, посредством которых осуществляется услуга по передаче электрической энергии 132 МКД, технологически присоединенным к электрическим сетям указанной сетевой организации, расположенных на территории муниципального образования города Братска.
Согласно п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС РФ от 25.05.2012 № 339 (зарег. в Минюсте РФ 12.03.2013) (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на признаки нарушения ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Процедура установления доминирующего положения определена Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 (зарег. в Минюсте 23.05.2007 № 9541).
В п. 3.26 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010 № 18026) (далее - Порядок).
Согласно ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, действия (бездействие) ЗАО "Б", как лица, занимающего доминирующее положение на товарных рынках услуг по передаче электрической энергии и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (электроэнергии) в географических границах объектов электросетевого хозяйства ЗАО "Б", посредством которых осуществляется услуга по передаче электрической энергии потребителям - 132 МКД, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014) и технологически присоединенным к электрическим сетям указанной сетевой организации, расположенных на территории муниципального образования города Братска, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в рассматриваемых домах.
Статьей 1 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.
Исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст.ст. 3, 10 Федерального закона "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
На основании изложенного Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в действиях ЗАО "Б", занимающего доминирующее положение на товарных рынках услуг по передаче электрической энергии и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (электроэнергии) в географических границах объектов электросетевого хозяйства ЗАО "Б", имеется нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в несвоевременном оснащении 132 жилых многоквартирных домов, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенных в географических границах муниципального образования города Братска и технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в жилых многоквартирных домах, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014),
решила:
1. Признать действия (бездействие) ЗАО "Б", занимающего доминирующее положение на товарных рынках услуг по передаче электрической энергии и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (электроэнергии) в географических границах объектов электросетевого хозяйства ЗАО "Б", имеется нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в несвоевременном оснащении 132 жилых многоквартирных домов, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014), расположенных в географических границах муниципального образования города Братска и технологически присоединенных к электрическим сетям сетевой организации - ЗАО "Б", коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, результатом которого является или может являться ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в жилых многоквартирных домах, указанных в Приложении № 1 к письму ЗАО "Б" (исх. № 3808 от 02.09.2014) (вх. № 10857 от 09.09.2014).
2. Копию решения направить в адрес ЗАО "Б".
3. Материалы дела № 359 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ЗАО "Б" по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст. 52 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
------------------------------------------------------------------