Решение Иркутского УФАС России от 16.06.2014 N 1043 <О нарушении порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования муниципальным имуществом, что приводит или может привести к ограничению конкуренции в части предоставления отдельному хозяйствующему субъекту преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничению доступа в отношении муниципального имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. № 1043
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 10.06.2014.
Полный текст решения изготовлен 16.06.2014.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в отсутствие представителя ответчика - администрации Тофаларского сельского поселения (надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела), в присутствии законного представителя заинтересованного лица - ООО "Р" <...>, рассмотрев дело № 151 от 08.05.2014, возбужденное в отношении администрации Тофаларского сельского поселения по признакам нарушения ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
Приказом № 151 от 08.05.2014 возбуждено дело в отношении администрации Тофаларского сельского поселения по признакам нарушения ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ в связи с заключением с ООО "Р" договора <...> в нарушение порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, - без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к ограничению конкуренции в части предоставления отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "Р" преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничения доступа в отношении муниципального имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно письменным и устным пояснениям законного представителя заинтересованного лица - ООО "Р" договор <...> заключен без проведения конкурсов или аукционов. Срок действия договора истек. Вместе с тем договор не исполнялся, поскольку тариф на производство электрической энергии, отпускаемой потребителям, не был утвержден.
Представитель ответчика - администрации Тофаларского сельского поселения письменные пояснения не представил.
Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком и заинтересованным лицом, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Администрация Тофаларского сельского поселения заключила с ООО "Р" договор <...>.
Данные объекты согласно акту приема-передачи предоставлены администрацией Тофаларского сельского поселения в аренду без проведения конкурса или аукциона.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством РФ.
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, как закрепленного так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением определенных Законом случаев.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Из изложенного следует, что передача муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам должна осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением определенных Законом случаев.
Передача муниципального имущества в аренду без проведения конкурсов или аукционов предоставляет отдельному хозяйствующему субъекту преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в осуществлении предпринимательской деятельности и противоречит порядку заключения таких договоров, установленному частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении муниципального имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
Совершенные органом действия по передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту - ООО "Р" в аренду в отсутствие конкурса или аукциона нарушают порядок заключения договоров, установленный ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
решила:
1. Признать администрацию Тофаларского сельского поселения нарушившей ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ в связи с заключением с ООО "Р" договора <...> в нарушение порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, - без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к ограничению конкуренции в части предоставления отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "Р" преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничения доступа в отношении муниципального имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Выдать администрации Тофаларского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем предоставления права владения и пользования в отношении муниципального имущества в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
3. Копии решения и предписания направить в адрес ответчика - администрации Тофаларского сельского поселения.
4. Копию решения направить в адрес заинтересованного лица - ООО "Р".
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 июня 2014 г. № 107
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 1043 от 16.06.2014 по делу № 151 о признании нарушения администрацией Тофаларского сельского поселения ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
1. Администрации Тофаларского сельского поселения с момента получения настоящего предписания в дальнейшем совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем предоставления права владения и пользования в отношении муниципального имущества в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
2. В случае объявления торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии), в срок до 31.12.2014 информировать Иркутское УФАС России не позднее 10 рабочих дней с момента размещения извещения о проведении торгов, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
------------------------------------------------------------------