Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Иркутского областного суда от 03.07.2014 по делу N 3-53/2014 <О прекращении производства по делу о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 12 сентября 2013 года N 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", приказа Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области">



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу № 3-53/2014

Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федоркевич С.З.,
при секретаре судебного заседания Л.,
при участии прокурора Вафиной Г.А.,
представителя заявителя администрации города Иркутска - Н., представителей заинтересованных лиц: Правительства Иркутской области - С., Службы архитектуры Иркутской области - Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по делу № 3-53-14 по заявлению администрации города Иркутска о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 12 сентября 2013 года № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", приказа Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области"
ходатайства представителя Правительства Иркутской области С. и представителя Службы архитектуры Иркутской области Б. о прекращении производства по делу,

установил:

Правительством Иркутской области 12 сентября 2013 года принято постановление № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", которое официально опубликовано в газете "Областная" № 108 (1129) 27 сентября 2013 года.
Во исполнение указанного постановления Служба архитектуры Иркутской области издала приказ от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области", опубликованный в газете "Областная" 6 декабря 2013 года.
Администрация города Иркутска обратилась в Иркутский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 2, 3, подпунктов 2, 3 пункта 9 постановления Правительства Иркутской области от 12 сентября 2013 года № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", приказа Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области", полагая их противоречащими части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", части 4 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые нормы постановления и приказа возлагают на органы местного самоуправления не предусмотренную федеральным законодательством обязанность по представлению дополнительных документов при согласовании схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений, создают препятствия для осуществления ими полномочий по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Иркутска и поступлению в бюджет города Иркутска денежных средств от размещения рекламы.
В ходе досудебной подготовки дела представители заинтересованных лиц: Правительства Иркутской области - С., Службы архитектуры Иркутской области - Б. заявили ходатайства о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что Правительством Иркутской области 26 июня 2014 года принято постановление № 294-пп "О внесении изменений в Положение о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", официально опубликованное в газете "Областная" № 70 (1238) 30 июня 2014 года. В связи с изменением данным постановлением нормативного правового регулирования оспариваемые заявителем нормы утратили силу. Утратил юридическую силу и приказ Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области" в связи с его отменой приказом Службы архитектуры Иркутской области от 27 июня 2014 года № 60-спр "О признании утратившим силу приказа Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр", официально опубликованным в газете "Областная" № 70 (1238) 30 июня 2014 года. Указанные нормативные правовые акты вступили в законную силу со дня подписания.
По мнению представителей заинтересованных лиц, с момента принятия и вступления в силу постановления Правительства Иркутской области от 26 июня 2014 года № 294-пп "О внесении изменений в Положение о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", приказа Службы архитектуры Иркутской области от 27 июня 2014 года № 60-спр, оспариваемые нормативные правовые акты не могут быть признаны недействующими в порядке судебного нормоконтроля.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц С. и Б. ходатайства о прекращении производства по делу поддержали.
Представитель заявителя администрации города Иркутска Н. не возражала против удовлетворения ходатайств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы ходатайств, выслушав личные пояснения представителей заинтересованных лиц, мнение представителя заявителя администрации города Иркутска Н., заслушав заключение прокурора, полагавшего ходатайства подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
По смыслу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом судебного оспаривания могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения по существу заявленных требований являются действующими и влекущими нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.
Нормативные правовые акты, действие которых прекращено, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов граждан повлечь не могут.
К числу нормативных правовых актов, утративших силу, относятся не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат.
Соответствующая позиция изложена в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, формально не отмененный, но фактически недействующий в силу издания более позднего акта). В этом случае заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Правительством Иркутской области 26 июня 2014 года принято постановление № 294-пп "О внесении изменений в Положение о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", которое официально опубликовано в газете "Областная" № 70 (1238) 30 июня 2014 года.
Из содержания указанного постановления следует, что оспариваемые заявителем положения пунктов 2, 3, 9 из постановления № 352-пп исключены и, следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела утратили силу.
Утратил юридическую силу и приказ Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области" в связи с его отменой приказом Службы архитектуры Иркутской области от 27 июня 2014 года № 60-спр "О признании утратившим силу приказа Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр", официально опубликованным в газете "Областная" № 70 (1238) 30 июня 2014 года. Указанные нормативные правовые акты вступили в законную силу со дня подписания.
На основании изложенного, учитывая, что положения пунктов 2, 3 подпунктов 2, 3 пункта 9 постановления Правительства Иркутской области от 12 сентября 2013 года № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", приказ Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области" утратили силу, в связи с чем не могут являться объектом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 134, 220, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Ходатайства представителя Правительства Иркутской области С. и представителя Службы архитектуры Иркутской области Б. о прекращении производства по делу удовлетворить.
Производство по делу по заявлению администрации города Иркутска о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 12 сентября 2013 года № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области", приказа Службы архитектуры Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 254-спр "Об утверждении Требований к оформлению схем размещения рекламных конструкций муниципальных образований Иркутской области" прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение пятнадцати дней со дня, следующего за днем его вынесения.

Судья:
С.З.ФЕДОРКЕВИЧ


------------------------------------------------------------------