Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Иркутского УФАС России от 28.07.2014 N 1531 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в размещении на официальном сайте информации рекламного характера, обеспечивающей хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по созданию и продвижению сайтов>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. № 1531

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в отсутствие представителя ответчика - администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района (надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении № 66402576108177, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя исх. № 01-49/840 от 16.07.2014), законного представителя заинтересованного лица ООО "А" (надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении № 66402576108184), рассмотрев дело № 216 от 27.06.2014, возбужденное в отношении администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Приказом № 216 от 27.06.2014 возбуждено дело в отношении администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившегося в размещении на официальном сайте администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области http://mamaslyuda.ru//, а также на страницах сайта http://mamaslyuda.ru/normativnye-pravovye-akty.html, http://mamaslyuda.ru/contacts.html информации рекламного характера - рекламного баннера ООО "А", тем самым обеспечивая хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по созданию и продвижению сайтов.
Согласно письменным пояснениям законного представителя ответчика - администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района постановлением № 28 от 28.03.2013 утвержден Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Мамского городского поселения, размещаемой в сети в Интернете. Нормативный акт, регламентирующий порядок размещения информации рекламного характера, администрацией не принимался.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" размещение логотипа ООО "А" в месте осуществления своей деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого для идентификации профиля деятельности и вида оказываемых услуг, является обычаем делового оборота и не является информацией рекламного характера.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А") с заявлением о размещении рекламного баннера в администрацию Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области не обращалось, поскольку на официальном сайте администрации размещен логотип ООО "А".
Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные лицами, приходит к следующим выводам.
27.06.2014 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы составлен протокол осмотра интернет-сайта http://mamaslyuda.ru// - официальный сайт администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области.
В ходе осмотра установлено: на официальном сайте администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области http://mamaslyuda.ru//, а также на страницах сайта http://mamaslyuda.ru/normativnye-pravovye-akty.html, http://mamaslyuda.ru/contacts.html в правом нижнем углу размещен рекламный баннер ООО "А" с фирменным логотипом компании, представлена информация об ООО "А" - перечень услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, в том числе услуги по созданию и продвижению сайтов, а также контактный номер телефона.
Рассматривая данное дело по существу, Комиссия антимонопольного органа отклоняет доводы ответчика и заинтересованного лица о том, что размещение логотипа ООО "А" в месте осуществления своей деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого для идентификации профиля деятельности и вида оказываемых услуг, является обычаем делового оборота и не является информацией рекламного характера, поскольку под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств, в том числе, информация о юридическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому юридическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров, кроме того, официальный сайт администрации не является местом осуществления деятельности организации - ООО "А", следствием чего размещение соответствующей информации (трансляция логотипа юридического лица, вид оказываемых им услуг и контактная информация) имеет своей целью поддержание интереса и привлечения внимания к юридическому лицу.
Целями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Статьей 2 Закона о рекламе определены сфера применения настоящего Федерального закона и случаи, когда данный Закон не подлежит применению.
Таким образом, баннер ООО "А", размещенный на сайте органа местного самоуправления, относится к информации рекламного характера.
Размещение на сайте администрации баннера ООО "А", перечня услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, в том числе услуги по созданию и продвижению сайтов, а также контактного номера телефона направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности указанного хозяйствующего субъекта, при этом данные услуги носят возмездный характер.
Согласно части 2 статьи 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" № 131-ФЗ от 06.10.2003 (далее - Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Администрация Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области - это орган местного самоуправления, созданный для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В статье 14 Закона о местном самоуправлении установлены вопросы местного значения городского, сельского поселения, в статье 14.1 закреплены права органа местного самоуправления поселения по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения; в статье 17 - полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; в статье 18 - принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления; в статьях 35, 36, 37 - полномочия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Главой 4 Закона предусмотрен порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, Закон о местном самоуправлении устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления и не устанавливает какой-либо порядок размещения информации хозяйствующих субъектов на сайте органа местного самоуправления.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", входят в сферу действия настоящего Федерального закона, которая также не устанавливает порядок размещения информации хозяйствующих субъектов на сайте органа местного самоуправления.
Постановлением № 28 от 28.03.2013 администрацией Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Мамского городского поселения, размещаемой в сети "Интернет", в соответствии с которым на WEB-портале представлены материалы по различным направлениям деятельности органов местного самоуправления Мамского городского поселения. Действие данного постановления направлено в первую очередь на регулирование порядка размещения информации о деятельности именно органов местного самоуправления и не устанавливает какой-либо порядок размещения информации хозяйствующих субъектов на сайте органа местного самоуправления.
При этом администрацией Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района не представлен какой-либо нормативно-правовой акт регулирующий порядок размещения информации хозяйствующих субъектов на сайте органа местного самоуправления.
Сайт администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области является достаточно посещаемым, при этом любой посетитель, воспользовавшись контактной информацией ООО "А", может не только ознакомиться с общей информацией о создании сайтов, но и воспользоваться услугами хозяйствующего субъекта.
Следовательно, наличие ссылки ООО "А" на страницах официального сайта администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области http://mamaslyuda.ru//, а также на страницах сайта http://mamaslyuda.ru/normativnye-pravovye-akty.html, http://mamaslyuda.ru/contacts.html позволяет хозяйствующему субъекту привлечь большее количество клиентов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые осуществляют свою деятельность на аналогичном товарном рынке.
Кроме того, в ходе проведенного осмотра материалов сайта в сети "Интернет" Комиссией УФАС по Иркутской области установлено, что на сайте органа местного самоуправления отсутствует какое-либо извещение (указание) о том, что любой хозяйствующий субъект может обратиться в администрацию за размещением информации как рекламного характера, так и любой иной информации об осуществляемой субъектом деятельности и оказываемых услугах.
Таким образом, администрация Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области при размещении информации хозяйствующего субъекта - ООО "А" на официальном сайте органа местного самоуправления предоставила преимущественные условия для осуществления деятельности указанному обществу, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по созданию и продвижению сайтов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Вместе с тем Комиссия Иркутского УФАС на рассмотрении дела установила, что администрацией Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района на официальном сайте администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области http://mamaslyuda.ru//, а также на страницах сайта http://mamaslyuda.ru/normativnye-pravovye-akty.html, http://mamaslyuda.ru/contacts.html удалена информация рекламного характера - рекламный баннер ООО "А".
Подобные действия администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Комиссия расценивает как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что имеется основание для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий администрацией Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района.
Оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не имеется.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Признать факт нарушения администрацией Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившегося в размещении на официальном сайте администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области http://mamaslyuda.ru//, а также на страницах сайта http://mamaslyuda.ru/normativnye-pravovye-akty.html, http://mamaslyuda.ru/contacts.html информации рекламного характера - рекламного баннера ООО "А", тем самым обеспечивая хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по созданию и продвижению сайтов.
2. Прекратить рассмотрение дела № 216 от 27.06.2014, возбужденного в отношении администрации Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Направить копии решения лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------