Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Иркутского УФАС России от 24.07.2014 N 1540 <О признании ненадлежащей рекламы доставки японской кухни, распространенной в периодическом печатном издании, при дистанционном способе продажи>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. № 1540

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 831 от 02.07.2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете "Компас Иркутского района" № 1 (52) от 24.01.2014 на стр. 3 рекламы доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ИП С.В.С.,
в отсутствие заявителя - Управления Роскомнадзора по Иркутской области (664011, <...>), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

установила:

В Иркутское УФАС России поступило заявление от Управления Роскомнадзора по Иркутской области (вх. № 6427 от 02.06.2014) в отношении периодического печатного издания - газеты "Компас Иркутского района" № 1 (52) от 24.01.2014. Из заявления следует, что Управлением Роскомнадзора выявлены признаки нарушения ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.
В ходе проведенного Иркутским УФАС России анализа выпуска газеты "Компас Иркутского района" № 1 (52) от 24.01.2014 на стр. 3 выявлена реклама доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка" следующего содержания: "ДОСТАВКА ЯПОНСКОЙ КУХНИ СУШИ ЕШЬ-КА Ежедневно проводится "Акция дня"!... далее по тексту... Реклама" с изображением образцов блюд японской кухни с указанием цены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В ст. 8 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку в рекламе доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка" не указано сведений о продавце, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
В результате проведенного Иркутским УФАС России расследования установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ИП С.В.С.
С учетом изложенного 02.07.2014 Иркутским УФАС России возбуждено дело № 831 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в его рассмотрении привлечены: ИП С.В.С., Управление Роскомнадзора по Иркутской области. Рассмотрение дела назначено на 24.07.2014.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Согласно п. 30 Правил рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
24.07.2014 в Иркутское УФАС России для участия в рассмотрении дела явился ИП С.В.С. Управление Роскомнадзора по Иркутской области представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (вх. № 8833 от 23.07.2014).
Данное ходатайство Комиссией рассмотрено и удовлетворено.
В ходе рассмотрения дела ИП С.В.С. пояснил следующее. О том, что доставка японской кухни является дистанционной торговлей, он осведомлен не был. Заказчиком рекламы выступила ИП П.Е.Ю. Рекламораспространителем рекламы является не учредитель газеты "Компас Иркутского района" - ИП С.В.С., а издатель газеты - С.В.С. В настоящее время реклама не распространяется.
На основании документов и пояснений, имеющихся в материалах дела, Комиссией установлено следующее.
В периодическом печатном издании - газете "Компас Иркутского района" № 1 (52) от 24.01.2014 на стр. 3 распространена реклама доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка".
В данной рекламе содержится предложение приобрести следующие товары: "комплексный обед с курочкой (365 гр.) всего за 130 руб.", "ролл мидори 320 руб.", "набор "биг компании" (58 роллов) всего 1314 руб.", оформив заказ по телефону 92-<...>.
При этом в рекламе содержатся изображения данных блюд, а также сообщается, что доставка осуществляется по Хомутово (Западный) и близлежащим районам.
Таким образом, в данном случае потребителям рекламы предлагается приобрести товар продавца (доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка"), ознакомившись с его описанием (наименованием, ценой, изображением) в газете.
Исходя из постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В ст. 8 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, рассматриваемая реклама не содержит сведений о продавце товара, реализуемого дистанционным способом, которые являются обязательными в соответствии со ст. 8 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Согласно части 6 и части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8 данного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Комиссией Иркутского УФАС России рассмотрены пояснения ИП С.В.С. о том, что он не является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, однако они призваны несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ серия ПИ ТУ 38-00260 от 08.06.2010 и информацией, содержащейся в выходных данных газеты "Компас Иркутского района", ее учредителем и издателем является гр-н С.В.С.
Однако, как установлено Комиссией Иркутского УФАС России и подтверждено ИП С.В.С. в ходе рассмотрения дела, договоры на распространение рекламы в газете "Компас Иркутского района" с рекламодателями заключает именно ИП С.В.С., а не физическое лицо - гр-н С.В.С.
В частности, в ходе производства по делам № 833 от 02.07.2014, № 834 от 02.07.2014, № 835 от 02.07.2014, № 836 от 02.07.2014, возбужденным по признакам нарушения рекламного законодательства по фактам распространения реклам в газете "Компас Иркутского района", ИП С.В.С. в антимонопольный орган представлены договоры оказания рекламных услуг, заключенные с ООО "А" и ИП Б.И.В.
Из содержания данных договоров следует, что ИП С.В.С. приняты обязательства оказать ИП Б.И.В. и ООО "А" рекламные услуги, а именно: изготовить и разместить рекламы в газете "Компас Иркутского района".
Следовательно, хозяйствующие субъекты (в т.ч. ИП С.В.С., ООО "А") в целях привлечения внимания неопределенного круга лиц (читателей газеты "Компас Иркутского района") к реализуемым им товарам, работам и услугам заключили договоры именно с ИП С.В.С., а не с гр-ном С.В.С.
Таким образом, рекламодатели (в т.ч. ИП Б. и ООО "А") обращаются к ИП С.В.С. для того, чтобы он довел до неопределенного круга лиц информацию о товарах, работах, услугах, реализуемых рекламодателями (в т.ч. ИП Б., ООО "А"), т.е. осуществил ее распространение среди неопределенного круга лиц - потребителей рекламы (читателей газеты "Компас Иркутского района") в целях привлечения их внимания к данным товарам, работам, услугам, их продвижения на рынке.
Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных в газете "Компас Иркутского района", в т.ч. реклам ИП Б.И.В., ООО "А", а также рассматриваемой рекламы доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка" является именно ИП С.В.С., поскольку он осуществляет доведение информации о товарах, работах, услугах (рекламы) до потребителей рекламы путем ее размещения в газете "Компас Иркутского района".
Данная позиция антимонопольного органа подтверждается также следующими обстоятельствами.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом в ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ закреплено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Деятельность по оказанию рекламных услуг относится к предпринимательской деятельности, таким образом, ее осуществлять имеет право только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. не физическое лицо С.В.С., а ИП С.В.С.
Комиссия также приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка" является ИП С.В.С. по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из данного определения следует, что рекламодателем рекламы может выступать не только изготовитель или продавец товара, но и иное лицо, которое определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Кроме того, из приведенного определения следует, что статус лица как рекламодателя не связан исключительно с наличием или отсутствием договорных отношений с рекламораспространителем или рекламопроизводителем. Также законодатель не связывает понятие рекламы с обязательным наличием у рекламодателя цели продвижения товара на рынке. В данном случае важен факт того, что информация способствует продвижению объекта рекламирования на рынке.
Как пояснил ИП С.В.С., рассматриваемая реклама доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка" распространена по заказу ИП П.Е.Ю.
Вместе с тем ИП С.В.С. не представлено каких-либо доказательств (договора на размещение рекламы, платежных документов, актов выполненных работ, утвержденного и согласованного макета рекламы, переписки с заказчиком рекламы и т.д.), подтверждающих то, что инициатором, заказчиком размещения рекламы выступила ИП П.Е.Ю.
С учетом изложенного рекламодателем является ИП С.В.С., определивший объект рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка" и осуществивший ее распространение в газете "Компас Иркутского района".
В связи с тем, что реклама в настоящее время не распространяется, отсутствуют основания для выдачи предписания.
В соответствии со статьей 38 ФЗ РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу доставки японской кухни "СУШИ Ешь-ка", распространенную в периодическом печатном издании - газете "Компас Иркутского района" № 1 (52) от 24.01.2014 на стр. 3, так как она не соответствует требованиям статьи 8 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, поскольку в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Предписание не выдавать, поскольку реклама в настоящее время не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного дела, предусмотренного ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------