Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 29.08.2014 по делу N 33-7108/2014 <Об оставлении без изменения решения Усольского городского суда Иркутской области от 17.06.2014 о признании недействующим Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" в части ограничения возраста кандидата на должность главы администрации города Усолье-Сибирское>



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу № 33-7108/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Рудковской И.А., Губаревич И.И.,
при секретаре К.Т.,
с участием прокурора Скоробогатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л. о признании нормативно-правового акта в части недействующим,
по апелляционной жалобе Думы города Усолье-Сибирское и апелляционному представлению прокуратуры города Усолье-Сибирское на решение Усольского городского суда Иркутской области от 17 июня 2014 года,

установила:

К.Л. в обоснование заявления указал, что пунктом 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" (в первоначальном виде документ был опубликован в издании "Усольская городская газета "Официальное "Усолье" № 27 от 07.07.2005) установлено, что кандидатом на должность главы администрации г. Усолье-Сибирское может быть гражданин, не достигший возраста 60 лет. Полагает, что указанная норма нарушает его права, гарантированные статьями 19, 32, 37 Конституции РФ, и противоречит актам, имеющим более высокую юридическую силу. Положения пункта 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" противоречат обязательствам, принятым государствами, подписавшими и ратифицировавшими Конвенцию МОТ № 111 1958 года, относительно дискриминации в области труда и занятий. Возрастной критерий, не обусловленный родом и особенностями выполняемой работы, носит дискриминационный характер и признается недопустимым. Кроме того, пункт 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" противоречит положениям Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 № 25-ФЗ, а именно части 2 статьи 13 указанного закона, который устанавливает иной по сравнению с пунктом 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" предельный возраст поступления на муниципальную службу, а именно 65 лет.
Заявитель просил суд признать Устав муниципального образования "город Усолье-Сибирское" в части нормы пункта 2 части 4 статьи 44 недействующим и неподлежащим применению с момента издания.
Решением Усольского городского суда Иркутской области 17 июня 2014 года заявление К.Л. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Думы города Усолье-Сибирское по доверенности Щ. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указала, что при принятии решения судом были применены нормы, не подлежащие применению, а именно часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статья 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Заявителем К.Л. обжаловался пункт 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское". В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление является самостоятельной ветвью власти, деятельность которой регламентируется главой 8 Конституции Российской Федерации.
Дума города Усолье-Сибирское принимала данное решение в рамках своих полномочий и не вмешивалась в ведение Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Судом были неправильно применены нормы закона, а именно статья 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункты 1 и 2 части 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", часть 4 статьи 37 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 44 Устава дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации города Усолье-Сибирское согласно Определению Верховного Суда РФ от 02.08.2006 № 33-Г06-12 не являются ограничениями на равный доступ граждан к муниципальной службе и не противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации, нормам Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Суд неверно применил пункты 1 и 2 части 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" и не учел, что частью 4 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации как законами субъектов Российской Федерации, так и уставами муниципальных образований.
На территории Российской Федерации действует множество уставов, предусматривающих дополнительные возрастные требования к кандидатам на должность главы местной администрации, назначаемым по контракту.
Судом не проанализированы нормы Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в совокупности. Суд, указывая, что пункт 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" противоречит части 2 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", не учел, что пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено основание расторжения трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя) при достижении муниципальным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы (65 лет).
Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 44 Устава города глава администрации города назначается на срок полномочий городской Думы на пять лет, установление дополнительных возрастных требований для кандидата на замещение должности главы администрации города по контракту не может повлечь нарушение части 2 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", так как к истечению срока полномочий главы администрации им будет достигнут предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы.
Представительный орган, принимая данную норму исходил из того, что в случае назначения на должность главы администрации города достигшего возраста более 60 лет, достижение им предельного возраста для замещения должности муниципальной службы наступит до истечения срока его полномочий, что будет являться основанием для досрочного расторжения с ним контракта и может повлечь негативные последствия для муниципального образования в целом.
Суд в решении об удовлетворении в полном объеме исковых требований К.Л. ссылается на статью в Усольской городской газете от 05.06.2014 № 23 (838) "Главный экзамен сдали". Суд в решении указывает, что согласно этой статье заявитель К.Л. подавал документы на участие в конкурсе и конкурсной комиссией ему было отказано в участии во втором этапе конкурса из-за неполноты документов и достижения им возраста 61 года. Данная газета ни истцом, ни заинтересованными лицами в суд не предоставлялась и в судебном заседании исследована не была, что подтверждается протоколом судебного заседания от 17 июня 2014 года.
В апелляционном представлении прокурор г. Усолье-Сибирское Шергин Р.Ю. также просил об отмене решения и принятии нового решения.
В суд апелляционной инстанции поступил письменный отказ прокурора г. Усолье-Сибирское Шергина Р.Ю. от апелляционного представления на решение суда, который приобщен к материалам дела.
На апелляционную жалобу Думы города Усолье-Сибирское поступил письменный отзыв Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, в котором выражается несогласие с решением суда, а также письменные возражения К.Л., в которых он просит оставить апелляционную жалобу и апелляционное представление без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Скоробогатовой Н.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 1 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское", утвержденного решением городской Думы № 80 от 30.07.1998 (с изменениями и дополнениями), главой администрации города является лицо, назначаемое на должность главы администрации города по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий городской Думы, принявшей решение о его назначении, в соответствии с положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города.
Данный Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу 22 ноября 2005 года за государственным регистрационным номером: ru383080002005001. В первоначальном виде Устав был опубликован в издании "Усольская городская газета" "Официальное Усолье" 07.07.2005 № 27.
Решением городской Думы муниципального образования города Усолье-Сибирское от 30 мая 2013 года № 40/6 внесены изменения в Устав муниципального образования города Усолье-Сибирское, которые опубликованы в газете "Официальное Усолье" № 24 (428) от 04.07.2013, вкладыше к газете "Усольская городская газета" № 27 (790) от 04.07.2013.
Пунктом 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" установлено дополнительное требование к кандидатам на должность главы администрации города Усолье-Сибирское - не достигший возраста 60 лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Устав муниципального образования "город Усолье-Сибирское", пункт 2 части 4 статьи 44 которого оспаривается заявителем, указывает на обладание этим муниципальным правовым актом существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законность и обоснованность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для применения положений главы 24 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении заявления К.Л.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" основными принципами муниципальной службы являются, в частности, принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равных условий ее прохождения, регламентированных ч. 2 и ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона, квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу государственной либо муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей дополнительными требованиями, которые установлены в ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Часть 2 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" содержит указание на ограничение относительно предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы: гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах *** местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением) внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским деление), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Анализ действующего федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Иркутской области позволил суду первой инстанции прийти к выводу о том, что Устав муниципального образования "город Усолье-Сибирское" в обжалуемой части противоречит статьям 9, 13, 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", так как снижение предельного возраста для замещения должности главы администрации муниципального образования "город Усолье-Сибирское" на 5 лет нельзя отнести к понятию дополнительных требований, поскольку требование относительно предельного возраста для прохождения муниципальной службы прямо предусмотрено Федеральным законом.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанного вывода суда первой инстанции, который сделан на основе правильного толкования и применения норм материального права.
Конституцией Российской Федерации (статья 15) декларировано, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, тогда как статьей 19 закреплено равенство прав и свобод человека и гражданина.
При этом статьей 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, предоставив судебную защиту заявителю в части признания недействующим пункта 2 части 4 статьи 44 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское", не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления ***", ст.ст. 9, 13, 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права и обеспечивающее единство сложившейся судебной практики по делам об оспаривании нормативных правовых актов, закрепленной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при соблюдении требований ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации и сложившейся судебной практики по данной категории дел.
Ссылка представителя Управления Министерства юстиции по Иркутской области Б. в суде апелляционной инстанции на то, что решение по данному делу было принято судом первой инстанции в предварительном судебном заседании, является несостоятельной, так как данное утверждение противоречит материалам дела. Согласно определению судьи о подготовке и назначении дела к судебному разбирательству от 27 мая 2014 года судебное заседание по делу было назначено на 11 часов 17 июня 2014 года. Из протокола судебного заседания от 17 июня 2014 года следует, что дело рассмотрено в открытом судебном заседании 17 июня 2014 года с участием заявителя и представителей заинтересованного лица.
Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба представителя Думы города Усолье-Сибирское не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
В силу ст. 326 ГПК РФ отказ от апелляционного представления прокурора г. Усолье-Сибирское Шергина Р.Ю. подлежит принятию судом апелляционной инстанции, так как он не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, производство по апелляционному представлению подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 326, ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 17 июня 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Думы города Усолье-Сибирское Щ. - без удовлетворения.
Принять отказ от апелляционного представления прокурора г. Усолье-Сибирское Шергина Р.Ю. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 17 июня 2014 года по данному делу, производство по апелляционному представлению прекратить.

Судья-председательствующий
С.С.АМОСОВ

Судьи
И.И.ГУБАРЕВИЧ
И.А.РУДКОВСКАЯ


------------------------------------------------------------------