Решение Иркутского УФАС России от 05.09.2014 N 1856 <О нарушении рекламного законодательства, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы, не содержащей части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при котором искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2014 г. № 1856
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 861 от 07.07.2014, возбужденное по признакам нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", по факту распространения в газете "Время" № 18 (12918) от 18 февраля 2014 года на странице 10 рекламы следующего содержания: "ПластеК скидки до 40% ОКНА, ЖАЛЮЗИ, ДВЕРИ входные (Россия), межкомнатные (Россия) БАЛКОНЫ (обшивка балконов) Дополнительная информация по тел. <...> (далее по тексту)".
В отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП Ш., надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, но в присутствии представителя по доверенности № 38 АА 1266016 от 28.01.2014 Е.
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в целях осуществления государственного надзора по соблюдению требований законодательства о рекламе и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, в соответствии с требованиями статьи 33, 34 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006, в период с 7 апреля 2014 года по 6 мая 2014 года на основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 96 от 31 марта 2014 года проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Г".
В результате проверки в газете "Время" № 18 (12918) от 18 февраля 2014 года на странице 10 выявлена реклама следующего содержания: "ПластеК Окна, жалюзи, двери (далее по тексту)".
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе определены статьей 5 Закона о рекламе.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям окон, жалюзи, дверей, балконов, о предоставлении скидки в размере до 40%, то есть направлено на привлечение внимания лиц, заинтересованных в получении скидки при покупке товара. При этом рекламная информация не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара и получения скидки в размере до 40%, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что реклама не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара, и получения скидки в размере до 40%, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы, следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
В связи с обнаружением признаков нарушения рекламного законодательства Иркутским УФАС России возбуждено дело № 861 от 07.07.2014. Лицом, участвующим в деле признана ИП Ш. как рекламодатель, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006.
Определением № 861 от 07.07.2014 рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства назначено на 07.08.2014.
07.08.2014 в Иркутское УФАС России ИП Ш. не явилась.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие своевременное извещение ИП Ш. о дате и времени рассмотрения дела.
Определением № 1002 от 07.08.2014 рассмотрение дела № 861 от 07.07.2014 назначено на 05.09.2014.
05.09.2014 в ходе рассмотрения дела представителем ИП Ш. представлены пояснения, в соответствии с которыми скидка в размере до 40% обусловлена Дилерским соглашением № 9-Др/АлПл от 01.01.2014, согласно которому между ООО "Д" и ИПБОЮЛ Ш. ("Дилер") установлены дилерские взаимоотношения по поставке, приемке и сбыту оконных и дверных блоков из алюминиевого профиля, и профиля ПВХ, а также аксессуаров к ним.
В соответствии с п. 1.3 Дилерского соглашения Общество предоставляет Дилеру продукцию по наименованиям, конструктивным особенностям в количестве, указанном в согласованном коммерческом предложении.
Кроме того, п. 5.3 данного соглашения определен порядок предоставления Дилеру скидки: "Общество вправе предоставить Дилеру скидку, размер которой определяется в дополнительном соглашении сторон". В соответствии с вкладом Дилера в укрепление рыночных позиций на закрепленной территории, степени улучшения организации системы продаж оконных и дверных блоков из алюминиевого профиля и профиля ПВХ, а также аксессуаров к ним конечному потребителю, при определении коммерческих условий сотрудничества к Дилеру будет применяться дифференцированный подход, отражаемый в Дилерской скидке.
Общество обязуется предоставить Дилеру скидку с действующего тарифа в размере от 43% до 50% на период с 1 января 2014 года до 1 сентября 2014 года.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Ш. указала, что размер скидки является не фиксированным, а варьируется в зависимости от того, какую скидку предоставит ООО "Д". При этом размер скидки ООО "Д" рассчитывается индивидуально в зависимости от конфигурации изделия. Так, на оконные и дверные блоки из алюминиевого профиля ООО "Д" предоставляет скидку в размере 28%; из профиля ПВХ - 43%. ИП Ш. конечному покупателю на оконные и дверные блоки из профиля ПВХ предоставляет скидку - 40%, 3% составляет прибыль, полученная ИП Ш. после продажи.
Кроме того, представителем ИП Ш. даны пояснения, в соответствии с которыми на жалюзи скидки нет, поскольку дилерским соглашением предусмотрены скидки только на оконные и дверные блоки из алюминиевого профиля и профиля ПВХ, а также аксессуарам к ним (приложение № 5 к дилерскому соглашению № 09-Др/АлПл от 01.01.2014).
В связи с чем, как указано представителем ИП Ш., при продаже изделий конечному покупателю размер скидки устанавливается индивидуально каждому покупателю и зависит от конфигурации приобретаемого изделия. Следовательно, по мнению представителя ИП Ш., реклама, распространенная в газете "Время" № 18 (12918) от 18 февраля 2014 года на странице 10, является добросовестной и достоверной.
Таким образом, в рекламе сообщается о предоставлении скидки до 40%, однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, из содержания текста рекламы не усматривается, что такая скидка предоставляется только на конкретный перечень товаров, который был определен ООО "Д". Кроме того, в рекламе не указано, что скидка предоставляется дифференцированно и индивидуально рассчитывается для каждого покупателя. В рекламе "ПластеК Окна, жалюзи, двери (далее по тексту)" указывается самое привлекательное условие - скидка до 40%.
Информация о скидках в рекламе является существенной для потребителей рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемых товаров.
Таким образом, реклама не содержит сведений о том, что обозначенная в рекламе скидка до 40% предоставляется только на часть товаров, а не на все товары, реализуемые индивидуальным предпринимателем, так как рассматриваемая реклама не содержит бесспорных сведений, касающихся рекламирования какого-либо товара, а также не содержит информации о том, что при приобретении товара скидка в размере до 40% рассчитывается дифференцированно, для каждого покупателя индивидуально.
Содержание размещенной рекламы позволяет сделать вывод о том, что скидка до 40% распространяется на все виды товаров, реализуемых ИП Ш., тогда как фактически указанная в рекламе скидка в размере до 40% не распространяется на все товары, реализуемые ИП Ш.
Следовательно, рассматриваемая реклама является недостоверной в связи с тем, что не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пояснениями ООО "Г" рекламодателем указанной рекламы является ИП Ш. Расчеты с ИП Ш. производились наличными средствами в кассу ООО "Г". Рекламораспространителем является ООО "Г". Макет рекламы представлен ИП Ш. в готовом для распространения виде. Согласно положениям п. 1.1 договора № 29 от 09.01.2014, заключенного между ООО "Г" и ИП Ш., исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать рекламно-информационные услуги, а заказчик обязуется оплатить услуги. ООО "Г" также представлен согласованный макет рекламы.
Из имеющихся материалов дела следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Ш.
Следовательно, действия ИП Ш., являющейся рекламодателем рекламы, распространенной в газете "Время" № 18 (12918) от 18 февраля 2014 года на странице 10, следующего содержания: "ПластеК скидки до 40% ОКНА, ЖАЛЮЗИ, ДВЕРИ входные (Россия), межкомнатные (Россия) БАЛКОНЫ (обшивка балконов). Дополнительная информация по тел. <...> (далее по тексту)", нарушают требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ИП Ш. не представлено доказательство прекращения нарушения требований рекламного законодательства.
В связи с чем Комиссия Иркутского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в газете "Время" № 18 (12918) от 18 февраля 2014 года на странице 10, следующего содержания: "ПластеК скидки до 40% ОКНА, ЖАЛЮЗИ, ДВЕРИ входные (Россия), межкомнатные (Россия) БАЛКОНЫ (обшивка балконов). Дополнительная информация по тел. <...> (далее по тексту)" в связи с тем, что данная реклама не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Ш. предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 сентября 2014 г. № 191
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
на основании своего решения № 1856 от 05.08.2014 по делу № 861 от 07.07.2014 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной в газете "Время" № 18 (12918) от 18 февраля 2014 года на странице 10 следующего содержания: "ПластеК скидки до 40% ОКНА, ЖАЛЮЗИ, ДВЕРИ входные (Россия), межкомнатные (Россия) БАЛКОНЫ (обшивка балконов). Дополнительная информация по тел. <...> (далее по тексту)", в связи с тем, что данная реклама не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
И в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ИП Ш. в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, которая не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП Ш. в 10-дневный срок с момента исполнения предписания представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------