Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Иркутского УФАС России от 12.02.2014 N 86 <О рассмотрении дела об опубликовании организатором конкурса извещения и документации о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров на территории муниципального образования, содержащих положения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении конкурса>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 86

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу на действия организатора конкурса - администрации г. Ангарска, в связи с установлением для хозяйствующих субъектов ограничений, не предусмотренных действующим законодательством,

установила:

В Управление ФАС по Иркутской области обратились с жалобой ЗАО "А", ООО "А1", ИП Б., ООО "А2", ООО "С", ООО "А3", ООО "А4", ООО "А5", ООО "А6", ООО "А7", ООО "А8" на действия организатора конкурса - администрации г. Ангарска, в связи с установлением для хозяйствующих субъектов ограничений, не предусмотренных действующим законодательством, выразившихся в следующем.
13 января 2014 года администрацией города Ангарска было принято постановление № 8-г "О проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска" (далее по тексту - Постановление), которым постановлено провести 25 февраля 2014 года конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска и утверждены извещение о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска и документация о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (далее - документация о конкурсе).
Заявители считают, что опубликованная в соответствии с указанным Постановлением документация о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с установлением не предусмотренных действующим законодательством требований и ограничений к хозяйствующим субъектам.
Документацией о конкурсе в разделе 2 "Описание маршрутов" установлено техническое описание маршрутов, право на осуществление регулярных перевозок пассажиров по которым является предметом проводимого конкурса, а именно: а) путь следования - с указанием только улиц; б) протяженность маршрута в км; в) количество транспортных средств.
Однако техническое описание маршрутов в представленном документацией виде не может считаться конкретизирующим предмет конкурса.
Утверждение, открытие, изменение маршрутов регулярных пассажирских перевозок в городском сообщении, а равно и утверждение схем таких маршрутов, осуществляется администрацией г. Ангарска согласно Положению об организации транспортного обслуживания населения в городе Ангарске, утвержденному решением Думы города Ангарска Иркутской области от 17 ноября 2008 года № 187-16гД.
В соответствии с п. 2.1.5 Положения об организации транспортного обслуживания населения в г. Ангарске администрация города Ангарска разрабатывает и утверждает общую схему маршрутной сети, ведет реестр маршрутов регулярных перевозок.
Однако организатором конкурса схема маршрутов в рамках настоящего конкурса не разработана, не утверждена и не приложена к извещению о конкурсе и конкурсной документации.
Без наличия приложенных и утвержденных схем маршрутов участники конкурса не имеют возможности конкретного представления о предмете конкурса, что в свою очередь устанавливает препятствия для хозяйствующих субъектов.
Немаловажным является и тот факт, что в документации о конкурсе по каждому выставляемому на конкурс маршруту указаны пути следования маршрута, а именно улицы, по которым проходят данные маршруты. Анализ путей следования маршрутов, являющихся предметом настоящего конкурса, позволяет установить, что улицы, указанные в путях следования данных маршрутов, дублируются на данных маршрутах, т.е. фактически маршруты в большой или меньшей степени дублируют друг друга, что приводит вместе с отсутствием утвержденных организатором конкурса схем маршрута к невозможности хозяйствующих субъектов объективно определить предмет настоящего конкурса, определить и установить рентабельность данных маршрутов, определить экономическую целесообразность участия в конкурсе.
Более того, заявители отмечают, что разделом 2 Положения об организации транспортного обслуживания населения в городе Ангарске предусмотрены полномочия администрации города Ангарска по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок.
Пунктом 2.1.12 Положения об организации транспортного обслуживания населения в городе Ангарске предусмотрено, что помимо определенных данным положением полномочий администрация города Ангарска осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством об организации транспортного обслуживания населения.
Пунктом 2.2 Положения об организации транспортного обслуживания населения в городе Ангарске установлено, что органом, уполномоченным осуществлять организацию регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, является транспортный отдел администрации города Ангарска.
В соответствии с Положением о транспортном отделе администрации города Ангарска, утвержденным распоряжением главы города Ангарска от 24.09.2008 № 570-к, основными задачами транспортного отдела администрации города Ангарска являются в том числе анализ состояния пассажирских перевозок, формирование маршрутной сети, документальное оформление маршрутов; формирование системы муниципального регулирования рынка транспортных услуг, заключение договоров с перевозчиками об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении; контроль и координация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки в городском сообщении.
Однако ни к извещению о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, ни к документации о конкурсе не приложены и не включены сведения о состоянии пассажирских перевозок по маршрутам, являющимся предметом настоящего конкурса, расчет рентабельности данных маршрутов, расчет пассажиропотока по данным маршрутам, объем необходимого дотирования по отдельным маршрутам.
Дополнительным подтверждением довода о необходимости включения в документацию о конкурсе данных сведений, по мнению подателей жалобы, может служить тот факт, что основанием для проведения настоящего конкурса администрацией города Ангарска явились расторжение перевозчиками, осуществлявшими регулярные перевозки пассажиров по маршрутам № 1, № 5, № 41, договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок вследствие крайней убыточности данных маршрутов и отсутствие дотирования администрацией города Ангарска убытков, которые несли перевозчики, осуществлявшие регулярные перевозки по данным маршрутам.
Отсутствие в документации о конкурсе данных о состоянии пассажирских перевозок по маршрутам, являющимся предметом настоящего конкурса, о расчете рентабельности данных маршрутов, о расчете пассажиропотока по данным маршрутам, о расчете объема необходимого дотирования по отдельным маршрутам ведет к невозможности хозяйствующих субъектов объективно определить предмет конкурса, юридические и экономические последствия заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок по результатам настоящего конкурса, что в свою очередь создает условия фактического понуждения хозяйствующих субъектов соглашаться на крайне невыгодные для себя условия, чем воспользуется организатор торгов - администрация г. Ангарска.
Согласно п. 4.2.6 документации о конкурсе предусмотрено, что к конкурсной заявке соискателей прилагаются справка о нарушениях (отсутствии нарушений) правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение перевозчика или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, выданная органами государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел по городу Ангарску.
Пунктом 2.3 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (Приложение № 5 к документации о конкурсе) установлена система оценки соискателей по основаниям наличия или отсутствия нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок, подтвержденных справкой из ГИБДД УМВД по г. Ангарску.
Однако установление таких условий в документации о конкурсе, по мнению заявителей, является нарушением ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливает для хозяйствующих субъектов ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Действующее законодательство не регулирует определения аналогичных критериев к хозяйствующим субъектам, в т.ч. последствия такого применения. В связи с чем такие условия являются не соответствующими действующему законодательству.
Пунктом 4.2.7 документации о конкурсе предусмотрено, что к конкурсной заявке соискателем прилагается справка о нарушениях (отсутствии нарушений) условий лицензирования перевозчиком в течение 1 года до даты объявления конкурса, выданная территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Иркутской области.
Пунктом 2.4 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (Приложение № 5 к документации о конкурсе) установлена система оценки соискателей по основаниям наличия или отсутствия нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок, подтвержденных справкой территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области.
Однако установление таких условий в документации о конкурсе также является нарушением ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливает для хозяйствующих субъектов ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Приказом Минтранса России от 29.04.2013 № 144 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), которым определено предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, включающей в себя административные процедуры, в том числе выдачу сведений о конкретной лицензии.
Выдача справок о нарушениях условий лицензирования вышеуказанным Административным регламентом не предусмотрена. Соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий является обязательным в силу законодательства о лицензировании и не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
В связи с чем данные условия документации о конкурсе не соответствуют действующему законодательству.
Пунктом 4.2.8 документации о конкурсе предусмотрено, что к конкурсной заявке соискателем прилагаются сведения о предоставлении льгот по оплате проезда (Приложение № 3 к документации о конкурсе).
Согласно п. 2.5 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (Приложение № 5 к документации о конкурсе) установлена система оценки соискателей по основаниям предоставления или непредоставления льгот по оплате за проезд в соответствии со сведениями, представляемыми на основании п. 4.2.8 документации о конкурсе.
Соблюдение хозяйствующим субъектом порядка предоставления льгот по оплате проезда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области, а также обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, входит в компетенцию Правительства Иркутской области. В свою очередь, согласно постановлению Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп специальным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением предоставления федеральных и региональных льгот по проезду граждан, в т.ч. и предоставляющим бюджетные ассигнования перевозчикам в рамках предоставления федеральных и региональных льгот по проезду граждан, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В связи с чем данные полномочия не входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Однако установление таких условий в документации о конкурсе, считают заявители, является нарушением ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливает для хозяйствующих субъектов ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Закрепление такого критерия оценки ставит вновь созданные и впервые участвующие в регулярных пассажирских перевозках субъекты в заведомо невыгодное положение, создает для них ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Пунктом 2.6 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (Приложение № 5 к документации о конкурсе) установлена система оценки соискателей по основаниям наличия или отсутствия нарушений условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении.
Вместе с тем организатором конкурса не раскрывается, каким образом устанавливаются данные нарушения (в судебном порядке; в одностороннем порядке заказчиком) и каким органом (субъектом), связаны ли данные нарушения непосредственно с осуществлением перевозок или с иными формальными (процедурными) вопросами.
Более того, закрепление такого критерия оценки соискателей также ставит вновь созданные и впервые участвующие в регулярных пассажирских перевозках субъекты в заведомо невыгодное положение, создает для них ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Из чего следует, что установление указанных критериев оценки соискателей нарушает ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливает ограничения для хозяйствующих субъектов, не предусмотренные действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", заявители просят рассмотреть жалобу по существу и принять предусмотренные законом меры.
Администрацией г. Ангарска на рассмотрение дела представлены письменные возражения и даны устные пояснения по жалобе заявителей.
Согласно статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, и только в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На сегодняшний день организатору торгов не подано ни одной заявки на участие в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, а доводы, изложенные в жалобе, не указывают на нарушение порядка размещения информации о проведении конкурса или порядка подачи заявок на участие в конкурсе, в связи с чем у заявителей отсутствует право на обжалование, следовательно, их жалоба не подлежит рассмотрению.
В соответствии с Положением о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, Типовым договором об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, регламентом проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 31.05.2013 № 785-г (далее - Положение о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок), в извещении о проведении конкурса должна быть указана характеристика маршрута, схема маршрута и другие условия организации перевозок.
В конкурсной документации подробно указаны характеристики маршрутов (путь следования, протяженность), а схемы маршрутов утверждены постановлениями администрации города Ангарска и опубликованы в газете "Мой Ангарск" и размещены на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
Таким образом, участники конкурса имеют полное представление о предмете конкурса.
Довод заявителей о том, что маршруты, указанные в конкурсной документации, являются дублирующими, также является несостоятельным, поскольку указанные маршруты отличаются друг от друга путями следования, протяженностью маршрутов.
В конкурсной документации в разделе 4 "Требования к содержанию и форме конкурсной заявки" в пункте 4.2.6 содержится требование представления справки о нарушениях (отсутствии нарушений) правил дорожного движения, по мнению заявителей, это условие является ограничивающим для хозяйствующих субъектов.
Администрация города Ангарска не согласна с данным утверждением по следующим основаниям:
Требование о наличии справки о нарушениях (отсутствии нарушений) правил дорожного движения включено в конкурсную документацию в соответствии с Положением о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 31.05.2013 № 785-г. Указанное Положение никем не оспорено, не признано противоречащим действующему законодательству или недействующим. А поскольку предметом рассмотрения жалобы является информация, содержащаяся в конкурсной документации на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, а не нормативным правовым актом органа местного самоуправления, то данный довод заявителей не может быть принят во внимание.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов.
На основании вышеизложенного данный пункт конкурсной документации не противоречит действующему законодательству.
В жалобе заявители ссылаются на Положение о транспортном отделе, утвержденное распоряжением главы города Ангарска от 24.09.2008 № 570-к, однако данный документ утратил свою силу.
Заявители указывают, что в конкурсной документации отсутствуют сведения о состоянии пассажирских перевозок по маршрутам, расчет рентабельности маршрутов, расчет пассажиропотока, объемы дотирования.
В Положении о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок указаны требования к конкурсной документации, указанная заявителями информация в требованиях отсутствует.
Следовательно, отсутствие информации, указанной заявителями, не является нарушением нормативных правовых актов.
Пунктом 4.2.7 документации о конкурсе предусмотрено представление справки о нарушениях (отсутствии нарушений) условий лицензирования перевозчиком.
Заявители в жалобе сами указывают на то, что законодательство о лицензировании должно соблюдаться.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом.
Таким образом, в случае нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" соискателями создается опасность причинения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Перевозчик вообще не вправе осуществлять свою деятельность при отсутствии лицензии. Следовательно, пункт 4.2.7 конкурсной документации соответствует требованиям законодательства.
Нарушения условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении свидетельствуют о недобросовестности перевозчика. Предусмотреть все возможные нарушения условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении невозможно в принципе, а указание конкретных нарушений как раз и являлось бы нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы заявителей, возражения организатора конкурса, установила следующее.
15.01.2014 в газете "Мой Ангарск" было опубликовано извещение о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, документация о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, утвержденные постановлением № 8-г от 13.01.2014 "О проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска". Указанная информация была также размещена на официальном сайте муниципального образования "город Ангарск" в сети "Интернет".
Согласно опубликованному извещению конкурс проводится с целью выбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке пассажиров на территории города Ангарска.
Выставляемые на конкурс маршруты регулярных перевозок пассажиров поделены на 4 лота.
В лот № 1 входят следующие маршруты регулярных перевозок:
- № 27 "Железнодорожный вокзал - 219 квартал". Количество транспортных средств категории "М2" и "М3" по расписанию - 15 ед., интервал движения в час пик - 5 минут;
- № 28 "Железнодорожный вокзал - 290 квартал". Количество транспортных средств категории "М2" и "М3" по расписанию - 20 ед., интервал движения в час пик - 7 минут;
- № 41 "Железнодорожный вокзал - 17 микрорайон". Количество транспортных средств категории "М2" и "М3" по расписанию - 12 ед., интервал движения в час пик - 7 минут.
Лот № 2 состоит из маршрута регулярных перевозок пассажиров № 1 "Микрорайон Цементный - Студенческая". Количество транспортных средств категории "М3" по расписанию - 3 ед., интервал движения в час пик - 25 минут.
В лот № 3 входит маршрут регулярных перевозок № 5 "Автостанция - пос. Юго-восточный". Количество транспортных средств категории "М3" по расписанию - 3 ед., интервал движения в час пик - 45 минут.
Лот № 4 состоит из маршрута регулярных перевозок пассажиров № 19 "211 квартал - Технопарк". Количество транспортных средств категории "М2" и "М3" по расписанию - 14 ед., интервал движения в час пик - 7 минут.
Включение нескольких маршрутов в один лот является нарушением положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, утвержденного постановлением администрации г. Ангарска от 31.05.2013 № 785-г (далее - положение о конкурсе), п. 2.4 которого гласит, что маршруты (вакантные места на маршрутах) могут выставляться на конкурс лотами, состоящими из одного маршрута или нескольких вакантных мест на одном маршруте.
Следовательно, включение в 1 лот четырех маршрутов приводит к недопущению, ограничению хозяйствующих субъектов для участия в конкурсе, у которых отсутствует объективная возможность для перевозки пассажиров по всем четырем маршрутам.
Ссылка представителей организатора торгов - администрации г. Ангарска на внесенные в положение о конкурсе изменения, позволяющие включать в один лот несколько маршрутов, несостоятельна в силу следующего.
Пунктом 4.6 положения о конкурсе установлено, что изменение условий конкурса допускается не позднее чем за 14 дней до дня окончания подачи конкурсных заявок.
17.02.2014 является сроком окончания подачи заявки на участие в конкурсе согласно извещению о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска.
Постановление № 95-г от 31.01.2014 "О внесении изменения в постановление администрации г. Ангарска от 31.05.2013 № 785-г "Об утверждении положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" (в редакции постановлений администрации города Ангарска от 07.08.2013 № 1346-г и от 15.11.2013 № 1945-г) было опубликовано в газете "Мой Ангарск" 05.02.2014.
Изменения отдельных пунктов положения о конкурсе, которые позволяли бы организатору конкурса включать в один лот несколько маршрутов регулярных перевозок пассажиров, были внесены и опубликованы в официальном источнике в нарушение установленного 14-дневного срока, следовательно, не применимы к опубликованному 15.01.2014 извещению о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, утвержденному постановлением № 8-г от 13.01.2014 "О проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска".
Следует также отметить, что маршруты регулярных перевозок пассажиров, включенные в лоты № 2 и № 3, должны осуществляться перевозчиками с использованием транспортных средств только категории "М3".
Невключение в указанные выше лоты транспортные средства категории "М2" ограничивает право на участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок на территории г. Ангарска отдельных хозяйствующих субъектов, которые имеют на праве собственности или ином законном праве транспортные средства категории "М2".
В извещении о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, документации о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, утвержденных постановлением № 8-г от 13.01.2014, указано, что условием для перевозки пассажиров является перевозка пассажиров в городском сообщении транспортными средствами категории "М2" и "М3" по обращению любого гражданина, в том числе по единым социальным билетам, утвержденным в установленном порядке схемам и расписаниям маршрутов.
В пункте 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, указаны понятия:
"транспортное средство категории "М1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
"транспортное средство категории "М2" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;
"транспортное средство категории "М3" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" лицензиат должен соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
На федеральном уровне транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, подразделяются на три категории: "М1", "М2", "М3". Установленный порядок лицензирования транспортных средств для перевозки пассажиров автомобильным транспортом исключает категорию "М1", то отсутствие хозяйствующих субъектов с использованием транспортных средств "М2", не включенных в лоты № 2 и № 3, может привести к недопущению хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе с использованием транспортных средств "М2" (2, 3 лоты), что является ограничением доступа на рынок пассажирских перевозок хозяйствующих субъектов.
Согласно пп. 4.2.2 п. 4.2 раздела 4 документации о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров на территории города Ангарска, утвержденной постановлением администрации г. Ангарска от 13.01.2014 № 8-г, в извещении о проведении конкурса указываются такие сведения, как характеристика маршрута, схема маршрута и другие условия организации перевозок.
Частью 2 ст. 448 ГК РФ определено, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения.
Вместе с тем в опубликованной конкурсной документации, в извещении о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска отсутствует информация о выставленных на торги маршрутах, в частности, не опубликована схема маршрутной сети и схемы движения по маршрутам транспортных средств.
Из пояснений представителей администрации на рассмотрении дела установлено, что общая схема маршрутной сети на территории г. Ангарска разработана и утверждена, схемы движения маршрутов № 1, № 19, № 28, № 41 на момент проведения конкурса были изменены (постановление № 1588-г от 29.09.2010, постановление № 1864-г от 16.09.2011, постановление № 1732-г от 07.10.2013); в схему движения маршрута № 19 дважды вносились изменения (постановление № 303-г от 21.02.2013, постановление № 1944-г от 15.11.2013) и они опубликованы позднее в связи с нехваткой времени.
Вместе с тем пунктом 4.6 положения о конкурсе установлено, что изменение условий конкурса допускается не позднее чем за 14 дней до дня окончания подачи конкурсных заявок, следовательно, разработанные, утвержденные и опубликованные схемы после опубликования извещения о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска не могут быть применимы к опубликованному 15.01.2014 извещению о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска.
Частью 2 ст. 448 ГК РФ определено, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения.
В пункте 1.4 документации о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров на территории города Ангарска "Отказ от проведения торгов" допущена опечатка, поскольку ссылка на пункт 4.6 раздела 4 предусматривает срок для внесения изменений условий конкурса. Срок отказа организатором конкурса от его проведения определен в п. 4.7 указанного порядка.
В конкурсной документации и извещении также содержатся противоречия в установлении количества транспортных средств категории "М2" и "М3".
В извещении в лоте № 1 указано количество транспортных средств: по маршруту № 28 требуется 20 ед., а в п. 2.2.3 документации о конкурсе указано 15 единиц.
Принятым 06.02.2014 постановлением № 108-г в вышеуказанный пункт организатором торгов внесены изменения, количество транспортных средств вместо "15" заменено на "20".
Пунктом 4.6 положения о конкурсе установлено, что изменение условий конкурса допускается не позднее чем за 14 дней до дня окончания подачи конкурсных заявок.
Изменения были внесены в нарушение установленных положением о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденным постановлением № 785-г от 31.05.2013, сроков, что приводит к ограничению конкуренции на рынке перевозки пассажиров, а также в нарушение части 2 ст. 448 ГК РФ, которой определено, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения.
Раздел 4 "Требования к содержанию и форме конкурсной заявки" документации о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска определяет, что к конкурсной заявке прилагаются:
- справка о нарушениях (отсутствии нарушений) правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение перевозчика или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, выданная органами государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел по городу Ангарску (пп. 4.2.6 п. 4.2 документации о конкурсе).
За нарушение правил дорожного движения к административной ответственности может быть привлечен водитель, а не перевозчик. Перевозчик привлекается к ответственности по ДТП в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Следовательно, требование о представлении справки о привлечении к административной ответственности перевозчика за совершенное ДТП неправомерно.
Водители не могут являться участником конкурса, следовательно, сведения о допущенных ими ДТП, повлекших административную ответственность, не могут содержаться в требованиях к конкурсной заявке перевозчика.
Хозяйствующие субъекты, впервые вступающие на этот рынок, не смогут представить необходимые сведения в связи с их отсутствием на таком рынке в течение года.
Более того, выдача данных справок перевозчикам в полномочия органов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД не входит.
Данное требование является необоснованным и ограничивает доступ хозяйствующих субъектов для участия в конкурсе;
- справка о нарушениях (отсутствии нарушений) условий лицензирования перевозчиком в течение одного года до даты объявления конкурса, выданная территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Иркутской области (пп. 4.2.7 п. 4.2 документации о конкурсе).
Приказом Минтранса России от 29.04.2013 № 144 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), которым определено предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, включающей в себя административные процедуры, в том числе выдачу сведений о конкретной лицензии.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" лицензиат должен соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Владельцы лицензий в соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий также должны совершать определенные действия, в частности разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением (абз. 2 пп. 2.2 п. 2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15).
Контроль за деятельностью по лицензированию пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Несоблюдение и нарушение указанных требований и условий лицензиатом может повлечь приостановление, прекращение действия лицензии лицензирующим органом либо аннулирование лицензии по решению суда (ст. 20 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Выдача справок о нарушениях условий лицензирования не входит в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно пп. 6.2.1 п. 6.2 документации о конкурсе соискатель не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления определенных разделом 4.2 документации о конкурсе либо наличие в таких документах недостоверных сведений.
Таким образом, отсутствие указанной справки будет являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, следовательно, хозяйствующий субъект, который имеет лицензию, не сможет осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по регулярным автобусным маршрутам города Ангарска.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, которые впервые вступают на рынок перевозки пассажиров, не смогут представить такие данные за год, что затруднит вход на рынок пассажирских перевозок и образует дополнительные препятствования осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности.
Согласно пп. 4.2.8 п. 4.2 документации о конкурсе к конкурсной заявке также прилагаются сведения о предоставлении льгот по оплате проезда (приложение № 3 к документации о конкурсе).
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп специальным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением предоставления федеральных и региональных льгот по проезду граждан, в т.ч. и предоставляющим бюджетные ассигнования перевозчикам в рамках предоставления федеральных и региональных льгот по проезду граждан, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В связи с чем данные полномочия не входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Вместе с тем на рассмотрении дела представители организатора конкурса - администрации г. Ангарска пояснили, что сведения, указанные в пп. 4.2.8 п. 4.2 документации о конкурсе, предоставляются в виде справки согласно приложению № 3 документации о конкурсе, форма которой позволяет хозяйствующим субъектам, вновь вступившим на рынок пассажирских перевозок и не имеющим еще договора с министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, указывать информацию о предоставлении льгот на проезд в случае заключения договора на осуществление перевозки пассажиров на территории г. Ангарска по результатам проведенного конкурса, что исключает неравное положение между участниками конкурса.
Анализируя справку о предоставлении льгот по оплате проезда (приложение № 3 к документации о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории г. Ангарска), комиссией установлено, что указанная справка представляется от имени соискателя и за его подписью, тем самым участник конкурса выражает свое согласие либо несогласие на осуществление перевозки льготных пассажиров.
Следовательно, довод заявителя о том, что представление вышеуказанной справки устанавливает для хозяйствующих субъектов ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, является необоснованным.
В разделе 10 "Определение участников конкурса" документации о конкурсе комиссией выявлены следующие нарушения.
Согласно п. 10.1 раздела 10 документации о конкурсе, утвержденной постановлением № 8-г от 13.01.2014, для проверки соответствия соискателей установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, а также для предварительной оценки поданных конкурсных заявок комиссия может создать рабочую группу с привлечением специалистов (экспертов) в соответствующих сферах.
Пунктом 10.2 вышеуказанного раздела установлено, что срок рассмотрения конкурсных заявок рабочей группой не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными заявками. Общий срок рассмотрения конкурсных заявок, в том числе срок рассмотрения рабочей группой, не может превышать 15 дней со дня вскрытия конвертов.
Согласно извещению о проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска конверты с конкурсными заявками вскрываются 17.02.2014 в 14 час. 00 мин. по местному времени.
Конкурс проводится 25.02.2014 в 12 час. 00 мин. (по местному времени) по адресу, указанному в извещении.
Следовательно, рассмотрение рабочей группой конкурсных заявок в 15-дневный срок заканчивается 03.03.2014, вместе с тем как проведение самого конкурса назначено на 25.02.2014, что является нарушением срока рассмотрения заявок.
Документация о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденная постановлением № 8-г от 13.01.2014, содержит типовую форму договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении (далее - типовой договор).
Согласно п. 2.3 перевозчик обязан:
Выбирать марку транспортных средств в зависимости от пассажиропотоков на маршруте с учетом дорожных условий, устанавливать графики выпуска транспортных средств на линию с учетом изменения пассажиропотока по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости (пп. 2.3.4 типового договора).
Производить высадку и посадку пассажиров только в установленных остановочных (пп. 2.3.5 п. 2.3 типового договора) пунктах.
Осуществлять контроль за своевременным и полным выпуском транспортных средств на маршрут и за выполнением расписания движения автобусов с использованием оборудования навигационного контроля системы ГЛОНАСС/GPS. Предоставлять заказчику безвозмездно удаленный доступ к данным о работе транспортных средств, оснащенных навигационным оборудованием (пп. 2.3.7 п. 2.3 типового договора).
Обеспечить соблюдение прав пассажира как потребителя транспортных услуг в соответствии с действующим законодательством, размещать в каждом транспортном средстве информацию для пассажиров о перевозчике, номера телефонов перевозчика и контролирующих органов (пп. 2.3.9 типового договора).
Обеспечить соблюдение экологических и санитарных норм при работе на маршруте и в местах стоянки транспортных средств (пп. 2.3.13 типового договора).
Осуществлять замену физически изношенных транспортных средств, используемых для перевозок на маршруте автобусами средней и большой вместимости (пп. 2.3.15 типового договора).
Если автотранспортные средства соискателя, которые планируется использовать при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту:
а) не соответствуют по конструкции и техническому состоянию нормативно-технических документов завода-изготовителя и ГОСТов;
б) не прошли в установленном порядке технический осмотр, то при рассмотрении конкурсных заявок соискатель не допускается комиссией к участию в конкурсе (пп. 6.2.4 п. 6.2 документации о конкурсе).
Общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а также Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (глава 3 "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)").
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров в соответствующем остановочном пункте, соблюдая правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров (ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 12 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Владелец транспортного средства (собственник или иной законный пользователь) самостоятельно и за свои средства обеспечивает установку навигационного оборудования и обращается в Ространснадзор для проведения его тестирования. После удачного тестирования владелец получает от Ространснадзора документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к лицензируемым (подп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с 1 января 2012 года является лицензионным требованием для осуществления деятельности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
Технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (п. 12 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, наличие транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, относится к одному из лицензионных требований, следовательно, хозяйствующий субъект, получивший лицензию на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), вправе осуществлять данную деятельность с использованием транспортного средства, соответствующего обязательным требованиям безопасности.
Пунктом 3.2 типового договора определено, что при снижении регулярности движения автобусов на маршруте ниже уровня 90% за календарный месяц перевозчик уплачивает заказчику штраф в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
За каждый выявленный случай выпуска на маршрут автомобилей с отличными знаками, указателями и схемами маршрутов, информационными табличками автобусов, не отвечающих требованиям ГОСТа 25869-90, а также в неудовлетворительном санитарном состоянии перевозчик уплачивает заказчику штраф в размере 2000 (двух тысяч) рублей (п. 3.3 типового договора).
Таким образом, включение в типовой договор пунктов пп. 2.3.4, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3 и включение в конкурсную документацию абз. "а", "б" пп. 6.2.4 п. 6.2, которые регулируют отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и третьими лицами (Ространснадзора, Минтранса России, ГИБДД), а не с администрацией г. Ангарска, приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 4.5 типового договора установлено, что договор заключается без проведения конкурса, но не более шести месяцев в порядке, установленном правовыми актами в сфере транспортного обслуживания населения и п. 2.3 положения о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок пассажиров на территории города Ангарска.
Пунктом 2.3 положения о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок пассажиров на территории города Ангарска определены случаи, когда заказчик в целях обеспечения бесперебойного осуществления пассажирских перевозок на территории г. Ангарска вправе заключить договор с перевозчиком без проведения конкурса.
В данном случае организатором торгов - администрацией г. Ангарска 15.01.2014 опубликовано извещение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, документация о конкурсе, приложением № 4 к которой опубликован типовой договор об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении.
Следовательно, включение п. 4.5 в типовой договор, заключаемый по результатам конкурса, является некорректным.
Пунктом 2.3 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (Приложение № 5 к документации о конкурсе) установлена система оценки соискателей по основаниям наличия или отсутствия нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок, подтвержденных справкой из ГИБДД УМВД по г. Ангарску.
Пунктом 2.3 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска установлено, что отсутствие нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок (К3):
- отсутствие нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, - 10 баллов;
- наличие 1-го нарушения правил дорожного движения, повлекшего за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, - 8 баллов;
- наличие 2 - 3 нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, - 5 баллов;
- наличие более 3-х нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, - 0 баллов;
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения и (или) совершение дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими по вине водителя соискателя в течение 1 года до даты объявления конкурса - (-20) баллов.
Пунктом 2.4 Методики определено, что отсутствие нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок (К4):
- отсутствие нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, - 10 баллов;
- наличие нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, - (-10) баллов.
Критерии оценки, установленные вышеперечисленными пунктами Методики, приводят к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами на рынке перевозки пассажиров в г. Ангарске, о чем выше в решении даны выводы комиссии, поскольку критерии оценки продублированы в документации о конкурсе, утвержденной постановлением администрации г. Ангарска № 8-г от 13.01.2014.
Пунктом 2.6 Методики определено, что отсутствие нарушений соискателем условий ранее заключенных договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении (К6):
- отсутствие нарушений условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении в течение 1 года до даты объявления конкурса - 10 баллов;
- наличие более 3 нарушений условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении либо наличие случаев расторжения указанных договоров в связи с нарушением соискателем его условий в течение 1 года до даты объявления конкурса - (-20) баллов;
- наличие фактов привлечения соискателя к ответственности в соответствии с разделом 3 (ответственность сторон) ранее заключенного договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении - (-10) баллов;
- соискатель, с которым к моменту объявления конкурса не был ранее заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, - 0 баллов.
Однако организатором конкурса не раскрывается, каким образом устанавливаются данные нарушения (в судебном порядке; в одностороннем порядке заказчиком) и каким органом (субъектом), связаны ли данные нарушения непосредственно с осуществлением перевозок или с иными формальными (процедурными) вопросами.
По мнению комиссии, вышеуказанный критерий оценки объективно не позволяет оценить конкурсантов с целью выявления лучшего.
Более того, закрепление такого критерия оценки соискателей также ставит вновь созданных и впервые участвующих в регулярных пассажирских перевозках субъектов в неравное положение, создает для них ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Следовательно, установление указанных критериев оценки соискателей нарушает антимонопольное законодательство, в частности положения ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", устанавливает ограничения для хозяйствующих субъектов, не предусмотренные действующим законодательством.
Комиссия посчитала несостоятельным довод представителей заявителей о том, что пересечение движения маршрутов является недопустимым, поскольку действующее законодательство не запрещает пересечение движения по маршруту одного транспортного средства с другим.
Также комиссией признан необоснованным довод представителя организатора торгов - администрации г. Ангарска о том, что большинство заявителей не осуществляют пассажирские перевозки на момент объявления конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, следовательно, их права не могут быть нарушены, поскольку данное обстоятельство не лишает заявителей принять участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок на территории г. Ангарска.
Довод представителей организатора торгов - администрации г. Ангарска о том, что на сегодняшний день организатору торгов не подано ни одной заявки на участие в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска, а доводы, изложенные в жалобе, не указывают на нарушение порядка размещения информации о проведении конкурса или порядка подачи заявок на участие в конкурсе, у заявителей отсутствует право на обжалование, следовательно, их жалоба не подлежит рассмотрению, признан комиссией несостоятельным в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Комиссия не согласилась с доводом представителя организатора конкурса - администрации г. Ангарска о том, что Положение о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок, утвержденное постановлением администрации города Ангарска от 31.05.2013 № 785-г, никем не оспорено, не признано противоречащим действующему законодательству, следовательно, требование о наличии справки о нарушениях (отсутствии нарушений) правил дорожного движения, включенное в конкурсную документацию в соответствии с указанным положением, является законным, поскольку нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, не соответствующий требованиям федерального законодательства, в априори не может быть применим, вне зависимости от того, оспорен он или нет.
На основании всего изложенного и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ЗАО "А", ООО "А1", ИП Б., ООО "А2", ООО "С", ООО "А3", ООО "А4", ООО "А5", ООО "А6", ООО "А7", ООО "А8" на действия организатора конкурса - администрации г. Ангарска обоснованной в связи с утверждением и опубликованием извещения и документации о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров на территории г. Ангарска в части пп. 4.2.6 п. 4.2, пп. 4.2.7 п. 4.2, абз. "а", "б" пп. 6.2.4 п. 6.2, п. 10.2; пп. 2.3.4, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3 типового договора (приложение № 4 к документации о конкурсе), п. 2.3, 2.4, 2.6 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, содержащих положения, которые противоречат требованиям ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении конкурса.
2. Выдать организатору конкурса - администрации г. Ангарска предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации конкурса, в связи с утверждением и опубликованием извещения и документации о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, содержащих положения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении конкурса, в срок до 07.03.2014 путем аннулирования торгов, о чем в срок до 11.03.2014 представить в Иркутское УФАС информацию.
3. Копию решения и предписания направить в адрес организатора конкурса - администрации г. Ангарска.
4. Направить копию решения в адрес заявителей.
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 17

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 86 от 12 февраля 2014 г. о признании жалобы <...> обоснованной (ч. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ)

предписывает:

Организатору конкурса - администрации г. Ангарска в срок до 07.03.2014 совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка организации конкурса, в связи с утверждением и опубликованием извещения и документации о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, содержащих положения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении конкурса, путем аннулирования торгов, о чем в срок до 11.03.2014 представить в Иркутское УФАС информацию.
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------