Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Иркутского УФАС России от 28.03.2014 N 290 <О рассмотрении дела в связи с нарушением порядка проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и заключением по их результатам договоров безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. № 290

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 26.03.2014.
Полный текст решения изготовлен 28.03.2014.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 437, возбужденное в отношении администрации Седановского муниципального образования (<...>) по признакам нарушения части 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с нарушением порядка проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и заключением по их результатам договоров безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, № 01 (лот № 1 "Объекты теплоснабжения"), № 02 (лот № 2 "Объекты водоснабжения") от 09.09.2013 сроком действия с 09.09.2013 по 08.09.2030 в нарушение требования Федерального закона ФЗ № 103 "О внесении изменений в Закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты РФ", Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

установила:

Приказом Иркутского УФАС России № 437 от 25.10.2013 в отношении администрации Седановского муниципального образования возбуждено дело по признакам нарушения части 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с нарушением порядка проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и заключением по их результатам договоров безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, № 01 (лот № 1 "Объекты теплоснабжения"), № 02 (лот № 2 "Объекты водоснабжения") от 09.09.2013 сроком действия с 09.09.2013 по 08.09.2030 в нарушение требования Федерального закона ФЗ № 103 "О внесении изменений в Закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты РФ", Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявителю, К., неоднократно направлялись определения с указанием даты, времени и места рассмотрения данного дела, однако почтовые конверты были возвращены в адрес антимонопольного органа в связи с истечением срока хранения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что обстоятельств, препятствующих для рассмотрения дела по существу, не имеется, Управлением ФАС по Иркутской области приняты все исчерпывающие меры для надлежащего уведомления заявителя.
Представитель ответчика - администрации Седановского муниципального образования на рассмотрении дела признала допущенное администрацией нарушение антимонопольного законодательства и представила следующие документы:
- проект конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущества, предназначенного для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии и холодного водоснабжения, расположенных в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области;
- проект постановления администрации Седановского муниципального образования "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущества, предназначенного для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии и холодного водоснабжения, расположенных в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области";
- копия письма директору ООО "И" от 07.03.2014 № 145, содержащего предложение расторгнуть договоры № 01 и № 02 от 09.09.2013 до окончания срока их действия;
- копия письма ООО "И" от 17.03.2014 № 29, адресованного главе администрации Седановского муниципального образования, в котором общество выражает свое согласие на расторжение вышеуказанных договоров по окончании срока подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов в п. Седаново Усть-Илимского района.
Заинтересованное лицо - ООО "И" письменных пояснений по делу не направило.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав все имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
Постановлением администрации Седановского муниципального образования № 43 от 19.07.2013 утверждена конкурсная документация к открытому конкурсу на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, согласно приложению.
23.07.2013 извещение о проведении конкурса размещено на сайте torgi.gov.ru.
Предметом открытого конкурса выступали находящиеся в муниципальной собственности объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по обеспечению теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в границах в п. Седаново Усть-Илимского района и находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Усть-Илимский район" и в муниципальной собственности Седановского муниципального образования, расположенные в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области.
Имущество предназначено для осуществления деятельности по обеспечению тепло-, водоснабжения населения в границах п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством РФ в сфере ЖКХ.
Передаваемые объекты разделены на 2 лота:
- лот № 1 "Объекты теплоснабжения";
- лот № 2 "Объекты водоснабжения".
Перечень объектов, передаваемых по договору, и их характеристика приведены в приложении 1 к настоящей конкурсной документации.
Так, согласно приложению № 1 к конкурсной документации, утвержденной постановлением администрации Седановского муниципального образования № 43 от 19.07.2013, в лот № 1 входят следующие объекты:
1. Котельная, 1977 года ввода в эксплуатацию.
2. Водогрейный котел в легкой обмуровке КВр-1,16, 2012 года ввода в эксплуатацию.
3. Водогрейный котел в легкой обмуровке КВр-1,16, 2012 года ввода в эксплуатацию.
4. Наружные тепловые сети, 1976 года ввода в эксплуатацию.
5. Водогрейный котел 0,7 МВт, 1999 года ввода в эксплуатацию.

6. Водогрейный котел 0,7 МВт, *** года ввода в эксплуатацию.
7. Насос К-160/30, 1994 года ввода в эксплуатацию.
8. Насос К-160/30, 1995 года ввода в эксплуатацию.
9. Насос К-160/30, 1991 года ввода в эксплуатацию.
10. Насос К-290/90, 1986 года ввода в эксплуатацию.
11. Насос К-20/30, 1995 года ввода в эксплуатацию.
12. Насос консольный К-290, 1999 года ввода в эксплуатацию.
13. Сварочный аппарат ТДМ-40, 2000 года ввода в эксплуатацию.
14. Дизель ДГМА-25 м, 1993 года ввода в эксплуатацию.
15. Преобразователь ПЧ-20, 1995 года ввода в эксплуатацию.
16. Эл. пила ЭПЧ-2, 2005 года ввода в эксплуатацию.
17. Эл. пила ЭП-2-3, 1999 года ввода в эксплуатацию, бен./пила "Штиль", 2006 года ввода в эксплуатацию.
18. Компьютер в комплекте, 2005 года ввода в эксплуатацию.
19. Холодильник, 1995 года ввода в эксплуатацию.
В лот № 2 согласно приложению № 1 к конкурсной документации входят:
1. Сооружение артскважины № 4751, 1967 года ввода в эксплуатацию.
2. Артскважина № И-1238, 1969 года ввода в эксплуатацию.
3. Сооружение артскважины № ИР-118, 1967 года ввода в эксплуатацию.
4. Насос ЭВЦ8-40-180 в нежилом брусовом строении, 1969 года ввода в эксплуатацию.
5. Летний водопровод, 2002 года ввода в эксплуатацию.
6. Насос ЭВЦ8-40-180, 1999 года ввода в эксплуатацию.
7. Насос ЭВЦ8-40-180, 1999 года ввода в эксплуатацию.
8. Здание водозабора, 2002 года ввода в эксплуатацию.
9. Здание водозабора, 2002 года ввода в эксплуатацию.
Согласно извещению о проведении торгов № 220713/0155766/01 окончание приема заявок, а также вскрытие конвертов было назначено на 23.08.2013, рассмотрение заявок было назначено на 28.08.2013. Подведение итогов назначено на 29.08.2013.
Согласно журналу регистрации заявок по лоту № 1 и № 2 поступило по одной заявке.
Согласно протоколу № 1 от 23.08.2013 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению 220713/0155766/01 следует: по лотам № 1, 2 поступила одна заявка от ООО "И", в связи с чем принято решение о признании конкурса несостоявшимся, так как на участие в конкурсе по указанным лотам было подано по одной заявке.
Из протокола № 2 от 28.08.2013 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению 220713/0155766/01 следует, что конкурсная комиссия решила признать участником открытого конкурса ООО "И" по лоту № 1 и лоту № 2, заключить договор безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, с единственным участником конкурса на условиях, указанных в поданной участником заявке.
09.09.2013 на основании протокола № 2 от 28.08.2013 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 220713/0155766/01 администрацией Седановского муниципального образования с ООО "И" были заключены договоры безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, № 01 (лот № 1 "Объекты теплоснабжения"), № 02 (лот № 2 "Объекты водоснабжения") сроком действия с 09.09.2013 по 08.09.2030.

Статьями 5 и 6 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что, если между вводом объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет или если дата ввода в эксплуатацию не может быть определена, передача прав владения или пользования объектами теплоснабжения (водоотведения, водоснабжения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно по концессионным соглашениям.
При этом со дня официального опубликования указанного Федерального закона и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Следовательно, объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, должны были передаваться администрацией Седановского муниципального образования только по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Таким образом, органом местного самоуправления часть объектов коммунальной инфраструктуры, у которых между сроком ввода в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет, могла быть передана как по договору аренды, так и по концессионному соглашению.
Передача объектов коммунального назначения, находящихся в муниципальной собственности, по концессионному соглашению подразумевает вложение предпринимателем собственных денежных средств в объекты коммунальной инфраструктуры, что повышает эффективность использования объектов концессионного соглашения и гарантирует их содержание в надлежащем состоянии.
Вместе с тем требование Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяет свое действие на объекты, не относящиеся к объектам теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Так, согласно приложению № 1 к конкурсной документации, утвержденной постановлением администрации Седановского муниципального образования № 43 от 19.07.2013, в лот № 1 кроме объектов коммунального назначения входят следующие объекты: сварочный аппарат ТДМ-40; эл. пила ЭПЧ-2; эл. пила ЭП-2-3, бен./пила "Штиль"; компьютер в комплекте; холодильник.
Следовательно, вышеуказанные объекты муниципальной собственности должны передаваться в порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", в том числе и по договору безвозмездного пользования, на срок не менее 5 лет.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Следовательно, администрацией Седановского муниципального образования нарушена ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с нарушением порядка проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и заключением договоров безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, № 01 (лот № 1 "Объекты теплоснабжения"), № 02 (лот № 2 "Объекты водоснабжения") от 09.09.2013 сроком действия с 09.09.2013 по 08.09.2030 в нарушение требования Федерального закона ФЗ № 103 "О внесении изменений в Закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты РФ", Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По факту, указанному заявителем, о том, что администрация Седановского муниципального образования неправомерно заключила договор безвозмездного пользования с единственным участником, поскольку конкурс признан несостоявшимся, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 28 Правил размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 50 и 120 Правил заявка на участие в торгах подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, поскольку подача единственным участником, единственным заявителем заявки на участие в торгах является акцептом оферты, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с данным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах.
Следовательно, в действиях администрации Седановского муниципального образования, в связи с заключением договора безвозмездного пользования с единственным участником - ООО "И", отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
По факту неправомерного отказа К. в допуске на участие в конкурсе на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры Комиссией установлено следующее.
Согласно журналу регистрации заявок на участие в открытом конкурсе по извещению 220713/0155766/01 08.08.2013 по лоту № 1 поступила одна заявка от ООО "И" с порядковым № 1.
По лоту № 2 также 08.08.2013 поступила одна заявка от ООО "И".
Позднее, 23.08.2013, заявка ООО "И" по лоту № 2 была дополнена.
Иных заявок на участие в открытом конкурсе не поступало.
Администрацией Седановского муниципального образования представлен скриншот переписки К. с контактным лицом организатора торгов - администрации Седановского муниципального образования - Ш., из которой не следует, что заявителю было неправомерно отказано в допуске на участие в открытом конкурсе по извещению 220713/0155766/01 на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры.
По факту того, что вместо протокола рассмотрения заявок от 28.08.2013 по конкурсу, извещение № 220713/0155766/01, был размещен протокол подведения итогов по конкурсу, проведенному в 2012 г., извещение № 10512/0155766/01 от 26.06.2012, Комиссия установила следующее.
Согласно пояснениям, представленным администрацией Седановского муниципального образования, при формировании протокола рассмотрения заявок по извещению 220713/0155766/01 в результате технической ошибки был прикреплен неправильный файл.
На момент возбуждения дела были внесены изменения и протокол рассмотрения заявок приведен в соответствие.
По факту, изложенному заявителем, о том, что у ООО "И" был заключен договор с администрацией Седановского муниципального образования до момента проведения конкурса, Комиссией установлено следующее.
12.08.2013 администрацией Седановского муниципального образования с ООО "И" был заключен договор № 11 на оказание коммунальных услуг на территории Седановского муниципального образования, сроком действия до заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района, по результатам открытого конкурса № 220713/0155766/01.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" разрешается заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
Следовательно, в действиях администрации Седановского муниципального образования в связи с заключением договора № 11 на оказание коммунальных услуг на территории Седановского муниципального образования сроком действия до заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры (на срок не более чем тридцать календарных дней) с ООО "И" до проведения открытого конкурса, извещение № 220713/0155766/01, нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать администрацию Седановского муниципального образования нарушившей ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с нарушением порядка проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и заключением по их результатам договоров безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, № 01 (лот № 1 "Объекты теплоснабжения"), № 02 (лот № 2 "Объекты водоснабжения") от 09.09.2013 сроком действия с 09.09.2013 по 08.09.2030 в нарушение требования Федерального закона ФЗ № 103 "О внесении изменений в Закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты РФ", Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Иркутскому УФАС России обратиться в суд о признании конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры и заключенных по результатам его проведения договоров безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными в п. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области, № 01 (лот № 1 "Объекты теплоснабжения"), № 02 (лот № 2 "Объекты водоснабжения") от 09.09.2013 сроком действия с 09.09.2013 по 08.09.2030 недействительными.
3. Копии решения направить в адрес:
- администрации Седановского муниципального образования;
- ООО "И";
- К.
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------