Решение Иркутского областного суда от 28.03.2014 по делу N 3-26-14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области N 313-пп от 14 октября 2011 года "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области">
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу № 3-26-14
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федоркевич С.З.,
при секретаре судебного заседания А.,
с участием прокурора Иркутской областной прокуратуры Шебетниковой Ж.В., представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью "П." Ф., представителя Правительства Иркутской области С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "П." о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года № 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области",
установил:
14 октября 2011 года Правительством Иркутской области принято постановление № 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" (в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 года № 330-пп, от 3 сентября 2012 года № 460-пп, от 1 марта 2013 года № 62-пп, от 22 мая 2013 года № 195-пп, от 16 декабря 2013 года, № 557-пп), пунктом 1 которого установлено, что "на территории Иркутской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
а) с 21-00 до 9-00 часов в помещениях жилищного фонда (за исключением пристроенных к ним помещений);
б) с 8-00 до 23-00 часов в Международный день защиты детей (1 июня), День знаний (1 сентября), День молодежи, дни проведения Последнего звонка в муниципальных образованиях Иркутской области, в случае их определения органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Иркутской области, в период проведения Церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь" в радиусе 300 метров от места ее проведения, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли;
в) на территории села Хамакар муниципального образования "Катангский район", за исключением каждой пятницы недели с 17-00 до 20-00 часов;
г) в местах проведения культурно-массовых, зрелищно-развлекательных, спортивных, физкультурно-оздоровительных и иных массовых мероприятий во время их проведения, а также в радиусе 100 метров от места проведения указанных мероприятий.
Требования, указанные в абзаце первом настоящего подпункта, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением услуг общественного питания, оказываемых в предприятиях мелкорозничной торговой сети и сезонных объектах общественного питания.
Под культурно-массовыми, зрелищно-развлекательными, спортивными, физкультурно-оздоровительными и иными массовыми мероприятиями в целях настоящего подпункта понимаются мероприятия, проводимые в общественных местах (на улицах, площадях, в парках, скверах, у водоемов и на других территориях, специально предназначенных для этого), определенные таковыми решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в которых установлены дата, время и границы мест проведения таких мероприятий".
Пунктом 1(1), вступающим в силу с 1 апреля 2014 года, установлено, что "не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, за исключением услуг общественного питания на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и сезонных объектах общественного питания".
Пунктом 2 установлен "минимальный размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области (за исключением организаций общественного питания)", который "составляет 30000 (тридцать тысяч) рублей".
Указанные требования не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области по лицензиям, выданным до вступления в силу настоящего постановления".
Данное постановление опубликовано в первоначальном виде в газете "Областная" № 119 от 21 октября 2011 года.
Постановления Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 года № 330-пп, от 3 сентября 2012 года № 460, от 1 марта 2013 года № 62-пп, № 195-пп от 22 мая 2013 года, № 557-пп от 16 декабря 2013 года, которыми внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года № 313-пп, опубликованы в газете "Областная" соответственно 4 июля 2012 года № 71, 5 сентября 2012 года № 98, 27 марта 2013 года № 32, 3 июня 2013 года № 59, 25 декабря 2013 года № 145.
Общество с ограниченной ответственностью "П." (далее - ООО "П.") обратилось в Иркутский областной суд с заявлением о признании постановления Правительства Иркутской области "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" от 14 октября 2011 года № 313-пп (в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 года № 330-пп, 3 сентября 2012 года № 460-пп, 1 марта 2013 года № 62-пп, 22 мая 2013 года № 195-пп, 16 декабря 2013 г. № 557-пп) недействующим со дня принятия, в части установления подпунктами "а", "б", "в", "г" пункта 1, пунктом 1.1 запрета на продажу алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, а также сидр, пуаре, медовуху) во всех торговых объектах, относящихся к сезонным кафе, предприятиям мелкорозничной торговли, в нестационарных торговых объектах, при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также установления пунктом 2 минимального размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области в размере 30000 руб. (за исключением организаций общественного питания), считая данные нормативные положения не соответствующими предписаниям абзацев 7, 10 пункта 2, абзацев 1, 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и подпункта "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Представителем заявителя указывалось на то, что оспариваемые положения по своей юридической природе являются правоограничением, и потому их установление возможно только законом, а не подзаконным актом, как это сделано в оспариваемом случае. Кроме того, ограничение субъектом Российской Федерации розничной продажи алкогольной продукции по видам торговых объектов, оказывающих услуги общественного питания, свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации своих нормотворческих полномочий, поскольку субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения лишь к тем ограничениям, что предусмотрены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями от 27 июля 2013 года), и эти ограничения должны касаться времени, условий и места розничной продажи алкогольной продукции. Установление же правоограничения розничной продажи алкогольной продукции по видам торговых объектов, в которых оказываются услуги общественного питания, по времени торговли и ассортименту продаваемой продукции, нарушает право заявителя на свободное осуществление розничной продажи продукции с содержанием 5 и менее процентов этилового спирта без ограничения по времени, на единообразие правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на осуществление торговой деятельности на товарном рынке, право на защиту от установления запрета для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, самостоятельное определение типа торгового объекта, ассортимента продаваемых им товаров, создает основу для конкурентного преимущества хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции при оказании ими услуг общественного питания в иных видах торговых объектов и сезонных кафе, расположенных в нестационарных торговых объектах.
Представителем заявителя со ссылкой на часть 3 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также утверждалось, что в отношении нестационарных торговых объектов, оказывающих услуги общественного питания, должны действовать ограничения, установленные абзацем 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
Представитель Правительства Иркутской области представил письменное возражение на заявление, в котором указал, что Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", делегировавшим субъектам Российской Федерации полномочия по введению дополнительных ограничений, касающихся времени, условий и места розничной продажи алкогольной продукции, прямо не установлено, какой орган государственной власти субъекта Российской Федерации (законодательный или исполнительный) и в какой правовой форме (закон, подзаконный акт) вправе принимать соответствующий нормативный акт. Оспариваемое положение принято в полном соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ.
Выслушав объяснения представителя заявителя ООО "П." Ф., представителя Правительства Иркутской области С., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Иркутский областной суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статьей 3 данного Федерального закона в систему правовых актов, регулирующих отношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации включено законодательство субъектов Российской Федерации.
Статьями 6 и 16 разграничены полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и установлены требования к производству и обороту данной продукции, в том числе к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В частности, абзацем 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона ограничена розничная продажа алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, с 23 часов до 8 часов по местному времени.
Одновременно абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Проанализировав содержание оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что введенные им дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области установлены в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Суд проверил доводы заявителя о том, что оспариваемое правовое регулирование принято неуполномоченным органом, в правовой форме, противоречащей федеральному законодательству, и находит их несостоятельными.
Как видно из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Иркутской области, на основании статьи 67 Устава Иркутской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года № 9/5-ЗС, во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Полномочия Правительства Иркутской области на принятие нормативного правового акта в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вытекают из статьи 5 Закона Иркутской области от 28 октября 2009 года № 15/13-ЗС "О Правительстве Иркутской области", которой региональный законодатель делегировал данному органу исполнительной власти широкий спектр полномочий, и согласуются с положениями статьи 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", допускающими нормативное правовое регулирование в данной области как законами, так и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона Иркутской области "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области принимает правовые акты по вопросам нормативного правового регулирования в форме постановлений.
Действуя в рамках делегированных полномочий, Правительство Иркутской области вправе было принять постановление от 14 октября 2011 года № 313-пп (с дополнениями и изменениями).
Процедура принятия данного нормативного правового акта соблюдена.
Постановление Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года № 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области", равно как и последующие постановления Правительства Иркутской области: от 14 июня 2012 года № 330-пп, от 3 сентября 2012 года № 460-пп, от 1 марта 2013 года № 62-пп, от 22 мая 2013 года № 195-пп, от 16 декабря 2013 года № 557-пп, изменяющие и дополняющие его, подписаны управомоченными лицами, назначенными на должность Губернатора Иркутской области в установленном порядке, а также временно исполнявшими эти обязанности, опубликованы в установленном порядке в установленном для этих целей средстве массовой информации.
Предписания части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в силу которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только Федеральным законом, и не предполагающие установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции подзаконным актом субъекта Российской Федерации в случае делегирования ему полномочий по установлению запрета, не влияют на выводы суда о законности указанного постановления, поскольку оспариваемые положения абзаца 2 подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года № 313-пп (в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 года № 330-пп, от 3 сентября 2012 года № 460, от 1 марта 2013 года № 62-пп, № 195-пп от 22 мая 2013 года, № 557-пп от 16 декабря 2013 года) не устанавливают полного запрета на розничную торговлю алкогольной продукцией организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания в предприятиях мелкорозничной торговой сети и сезонных объектах общественного питания, а лишь вводят в данных торговых организациях дополнительные ограничения времени и места розничной продажи алкогольной продукции при проведении культурно-массовых, зрелищно-развлекательных, спортивных, физкультурно-оздоровительных и иных массовых мероприятий.
Что касается запрета розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции в нестационарных торговых объектах, при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, предусмотренного пунктом 1.1 оспариваемого постановления, то он вступает в силу 1 апреля 2014 года и принят на основании пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", разрешившего применение таких ограничений после 1 января 2013 года.
В силу пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному Банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий.
Согласно подпункту "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается дискриминация хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Поскольку федеральным законодательством субъектам Российской Федерации разрешено устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции вплоть до полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции, реализацию органом государственной власти субъекта Российской Федерации данного правомочия путем принятия соответствующего нормативного правового акта, устанавливающего условия и места продажи алкогольной продукции на территории субъекта Российской Федерации, нельзя отнести к положениям, ограничивающим конкуренцию на территории Иркутской области и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Утверждение заявителя со ссылкой на письменные обращения индивидуальных предпринимателей К., М., Б., Р., К., Д., Г., руководителей ООО "В.", ООО "П.", ООО "М.", ООО "Д.", датированные <...>, о существенном снижении объема продаж пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, поставляемого ООО "М.", связанного, на их взгляд, с полным запретом на продажу пива с 22-00 до 9-00 часов в помещениях жилищного фонда (за исключением пристроенных к ним помещений) и с 08-00 до 23-00 часов в перечисленные в постановлении праздничные дни, справку директора дивизиона продаж "С" ООО "П." от <...>, содержащую сведения об объемах продаж продукции данной компании на территории Иркутской области в 2010 - 2013 годах и их снижении в 2013 году, суд считает недоказанным, так как перечисленные доказательства не содержат развернутые показатели и анализ действительных причин, вызвавших снижение реализации продукции ООО "П." на территории Иркутской области, и не подтверждают с достоверностью влияния оспариваемых положений постановления Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года № 313-пп (с изменениями и дополнениями) на такое снижение.
Указанные недостатки доказательств заявителем не оспариваются.
Не оспаривается им и то, что процент снижения реализации продукции ООО "П." на территории Иркутской области в 2013 году (42%) не превышает процент снижения уровня употребления алкогольной продукции на душу населения (55%), запланированный Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р.
Доводы заявителя о несоответствии федеральному законодательству пункта 2 постановления Правительства Иркутской области № 313-пп, установившего минимальный размер уставного капитала организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в размере 30000 руб. не могут быть приняты во внимание, так как действие данного правового регулирования на заявителя, не относящегося к указанным лицам, не распространяется.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы постановления Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года № 313-пп приняты в пределах полномочий органов государственной власти Иркутской области, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушают, поэтому в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "П." о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Правительства Иркутской области № 313-пп от 14 октября 2011 года "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" (в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 года № 330-пп, от 3 сентября 2012 года № 460-пп, от 1 марта 2013 года № 62-пп, от 22 мая 2013 года № 195-пп, от 16 декабря 2013 года № 577-пп) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий
С.З.ФЕДОРКЕВИЧ
------------------------------------------------------------------