Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 10.04.2014 по делу N А19-16958/2013 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу № А19-16958/2013

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 09.04.2014.
Определение в полном объеме изготовлено 10.04.2014.
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклиной Л.А., судей Алдатова Б.К., Колосова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" (ОГРН <...>, ИНН <...>)
к Службе по тарифам Иркутской области
о признании недействующим приказа от 16.10.2013 № 216-спр,
при участии в заседании:
от заявителя: М. - представитель по доверенности;
от ответчика: Р., Б.М., К. - представители по доверенности;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "П": П. - представитель по доверенности;
от третьего лица - открытого акционерного общества "И": Б.А. - представитель по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 16.10.2013 № 216-спр "Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "С".
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему, пояснил, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 16.10.2013 № 216-спр является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает тариф для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. В обоснование требований указал, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 16.10.2013 № 216-спр не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам государственного регулирования и применения тарифа на электрическую и тепловую энергию, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.04.2005 № 130-э.
Представители Службы по тарифам Иркутской области в судебном заседании требования не признали, указав на соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям действующего законодательства Российской Федерации. Также указали, что приказ от 16.10.2013 № 216-спр соответствует всем признакам нормативного правового акта, поскольку устанавливается тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "С", что следует из наименования приложения к приказу, то есть для неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "П" в судебном заседании требования поддержал, также полагает, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает тариф для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение.
Представитель третьего лица - открытого акционерного общества "И" в судебном заседании требования не признал, указав, что рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, не отнесено Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к компетенции арбитражного суда, в связи с чем просил производство по делу прекратить.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.04.2014 до 16-00 часов 09.04.2014.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "С" обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии, оказываемую обществом, с приложением материалов, подтверждающих экономическую обоснованность принятия тарифа на услугу по передаче тепловой энергии.
По результатам рассмотрения представленных материалов Службой по тарифам Иркутской области издан приказ от 16.10.2013 № 216-спр "Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "С", которым установлен и введен в действие с 23 октября 2013 года тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "С" для потребителей, в размере 819,94 руб./Гкал.
Данный приказ опубликован в газете "Областная" от 25.10.2013 № 120.
Заявитель, полагая, что приказ Службы по тарифам Иркутской области от 16.10.2013 № 216-спр "Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "С" не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
На основании пункта 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 арбитражный суд может признать решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Судом установлено, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 16.10.2013 № 216-спр "Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "С", учитывая его буквальное содержание, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит нормы права, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц. В связи с чем дело подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия, в том числе путем подачи соответствующих документов, или исполнения судебного акта.
Согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
По положениям статьи 29 и части 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Между тем рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, не отнесено Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 2.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" арбитражный суд разрешает вопрос о подведомственности арбитражному суду заявления о признании нормативного правового акта недействующим исходя из содержания оспариваемого акта, характера спорного правоотношения, а также с учетом того, затрагивает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, а специальный Закон № 190-ФЗ не содержит положений об отнесении споров о признании недействующими нормативных правовых актов, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, к подведомственности арбитражного суда, суд с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.01.2010 № 1-П, пришел к выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, что влечет прекращение производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
Л.А.КУКЛИНА

Судьи
Б.К.АЛДАТОВ
В.И.КОЛОСОВ


------------------------------------------------------------------