Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 10.04.2014 по делу N А19-1873/2014 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу № А19-1873/2014

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Ананьиной Г.В.,
судей Алдатова Б.К., Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации города Иркутска (ОГРН <...>, ИНН <...>, 664011, <...>)
к Правительству Иркутской области (ОГРН <...>, ИНН <...>, 664027, <...>)
о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области" в части пунктов 2, 3, подпунктов 2, 3 пункта 9 постановления, как не соответствующего положениям Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель по доверенности К.,
от ответчика - представитель по доверенности З., представитель по доверенности О.,
Прокуратура Иркутской области - Ц. (удостоверение),

установил:

Администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области" в части пунктов 2, 3, подпунктов 2, 3 пункта 9 постановления как не соответствующего положениям Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе".
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил заместитель прокурора Иркутской области.
В судебном заседании 3 апреля 2014 г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14-00 10 апреля 2014 г.
В судебном заседании представитель администрации заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к заявлению. В обоснование заявленных требований администрация указала на то, что оспариваемый нормативный акт не соответствует закону и незаконно возлагает на органы местного самоуправления, в том числе администрацию г. Иркутска, обязанности, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Администрация считает, что заявление об оспаривании постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области" подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Правительством Иркутской области представлен отзыв. Представители Правительства Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признали, указали, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Прокуратура Иркутской области в заключении указала, что требования заявителя не могут быть рассмотрены Арбитражным судом Иркутской области, производство по делу подлежит прекращению; в судебном заседании Прокурор отдела заключение поддержала.
Дело рассмотрено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства:
Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" Правительством Иркутской области 12.09.2013 принято постановление № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области".
Постановление Правительства Иркутской области от 12.09.2012 № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области" опубликовано 27.09.2013 в газете "Областная" № 108 (1129).
Полагая, что постановление Правительства Иркутской области от 12.09.2012 № 352-пп "Об утверждении Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области" в части пунктов 2, 3, подпунктов 2, 3 пункта 9 Положения не соответствует ФЗ "О рекламе" и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация г. Иркутска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 1 ст. 64 Устава Иркутской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области является Правительство Иркутской области.
Оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области утверждено Положение, которое устанавливает порядок предварительного согласования службой архитектуры Иркутской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Иркутской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений, направляемых органами местного самоуправления муниципальных районов Иркутской области и городских округов Иркутской области на предварительное согласование в Службу.
В силу норм ФЗ "О рекламе" правовой акт устанавливает нормы и положения, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность, установку и эксплуатацию рекламных конструкций, государственными органами и должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности.
Исходя из оценки содержания оспариваемого акта, учитывая, что оспариваемое постановление устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, с учетом определения нормативного правового акта, содержащегося в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.
На основании части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу частей 1 и 2 статьи 191 АПК РФ производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается арбитражными судами на основании заявлений заинтересованных лиц в целях защиты их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" в силу статьи 29 и части 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (пункт 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58).
Если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 2.2 постановления № 58).
Как следует из преамбулы оспариваемого по данному делу постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 № 352-пп, оно принято на основании части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Арбитражные суды в названном Федеральном законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" также прямо не предусматривает возможность обжалования нормативного правового акта в названной сфере правового регулирования органом местного самоуправления в арбитражный суд.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58, суд приходит к выводу, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по делу должно быть прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 разъяснено, что, если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявление об оспаривании упомянутого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по делу № А19-1873/2014 прекратить.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.АНАНЬИНА

Судьи
Б.К.АЛДАТОВ
Л.А.КУКЛИНА


------------------------------------------------------------------