Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.04.2014 по делу N А19-2499/2014 <О признании недействующим пункта 2 решения Думы МО "Тайшетский район" от 30.12.2008 N 340 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу № А19-2499/2014

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2014 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Верзакова Е.И., судей Алдатова Б.К., Загвоздина В.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ш.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Иркутской области (ОГРН <...>, ИНН <...>)
к муниципальному учреждению "Дума муниципального района муниципального образования "Тайшетский район" (ОГРН <...>, ИНН <...>)
о признании постановления недействующим,
при участии в заседании:
от заявителя: Шленская Г.А. - прокурор;
от ответчика: не явились;

установил:

Прокуратура Иркутской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании пункта 2 решения муниципального учреждения "Дума Тайшетского района" № 340 от 30.12.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района", с изменениями, внесенными решением Думы Тайшетского района № 372 от 26.05.2009, не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим.
В ходе судебного разбирательства Прокуратура Иркутской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования и просила признать пункт 2 решения муниципального образования "Тайшетский район" Думы Тайшетского района № 340 от 30.12.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района", с изменениями, внесенными решением Думы Тайшетского района № 372 от 26.05.2009, не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Уточнения судом приняты.
Прокурор в судебном заседании уточненные требования поддержала полностью.
Представитель муниципального учреждения "Дума муниципального района муниципального образования "Тайшетский район" (далее - Дума Тайшетского района) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения заявления извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представил отзыв на заявление, в котором требования прокуратуры не признал, пояснил, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют, в обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на заявление и пояснениях.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Думой Тайшетского района 30.12.2008 принято решение № 340 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района". Пунктом 2 указанного решения установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с приложением к Положению о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, утвержденные указанным решением. Решение опубликовано в периодическом печатном издании "Официальная среда" № 44 от 31.12.2008.
Решением Думы Тайшетского района № 372 от 26.05.2009 в Положение о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района, внесены изменения. Таблицы 1 - 3 приложения, в которых установлены коэффициенты к арендной плате за земли населенных пунктов и земельные участки иных категорий земель, изложены в новой редакции. Решение опубликовано в периодическом печатном издании "Официальная среда" № 15 от 03.06.2009.
Полагая, что коэффициенты к арендной плате за земли установлены произвольно и без экономического обоснования, а решение Думы Тайшетского района в части их утверждения нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности и противоречит принципам действующего законодательства, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения № 340 от 30.12.2008 недействующим.
Суд исследовал материалы дела, выслушал прокурора и пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета размера арендной платы, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.
Принцип экономической обоснованности предполагает установление арендной платы в размере, земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 15837/11 от 17.04.2012, нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении № 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Следовательно, то обстоятельство, что оспариваемое решение Думы Тайшетского района принято до принятия Правительством Российской Федерации постановления № 582 от 16.07.2009, не препятствует проверить оспариваемый нормативный акт на соответствие указанным в постановлении принципам.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Иркутской области № 213-па от 31.07.2008.
В силу пункта 3 указанного Положения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.
При этом в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно Методике расчета арендной платы за пользование земельными участками, которая является приложением к Положению о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района, размер годовой арендной платы за земельный участок определен Думой Тайшетского района по формуле: Ап = КСЗ x Ст x S x К.
В соответствии с указанной формулой Ап - годовой размер арендной платы за земельный участок, КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка, Ст - ставка арендной платы, S - площадь земельного участка в квадратных метрах, К - коэффициент к арендной плате с учетом категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, который установлен в таблицах № 1 - 3 Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками.
В отличие от показателя формулы К показатели КСЗ, Ст, S являются известными величинами: кадастровая стоимость земельного участка утверждается Правительством Иркутской области, ставка арендной платы определена в постановлении администрации Иркутской области № 213-па от 31.07.2008, S - площадь земельного участка.
Поскольку коэффициент к арендной плате является частью формулы, определяющей размер годовой арендной платы за земельные участки, и непосредственно влияет на ее размер, указанный коэффициент должен быть экономически обоснованным.
Однако ни Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками, которая является приложением к Положению о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района, ни само Положение не содержат какого-либо экономического обоснования установленных Думой коэффициентов.
В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Определением суда от 10.04.2014 ответчику предложено представить экономическое обоснование коэффициентов в зависимости от состава и вида разрешенного использования.
В ответ на определение суда Дума представила в материалы дела заключение к заседанию рабочей группы Думы Тайшетского района по вопросу внесения изменений в Положение о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района, утвержденное решением № 340 от 30.12.2008.
Как следует из указанного заключения, потери бюджета района, которые безусловно появятся в связи с изменением ставки арендной платы, возможно и необходимо компенсировать применением коэффициентов. Иного обоснования применения тех или иных коэффициентов заключение не содержит.
Таким образом, при определении значения коэффициентов к арендной плате Дума руководствовалась только необходимостью восполнения доходной части местного бюджета, а не экономическими расчетами оценочных характеристик земельных участков. Следовательно, утвержденные оспариваемым решением коэффициенты для определения размера арендной платы за землю установлены Думой Тайшетского района произвольно, без необходимого экономического обоснования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 2 решения Думы Тайшетского района № 340 от 30.12.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района", с изменениями, внесенными решением Думы Тайшетского района № 372 от 26.05.2009, не соответствует действующему законодательству, согласно которому устанавливаемые органами местного самоуправления коэффициенты к арендной плате должны быть экономически обоснованными, и нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности.
Довод ответчика о том, что установленные коэффициенты к размеру арендной платы за землю никто из арендаторов не оспаривал, не свидетельствует о законности рассматриваемого нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах требования Прокуратуры Иркутской области законны, обоснованны, документально подтверждены, заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать пункт 2 решения муниципального образования "Тайшетский район" Думы Тайшетского района № 340 от 30.12.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Тайшетского района", с изменениями, внесенными решением Думы Тайшетского района № 372 от 26.05.2009, не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 № 213-па, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Е.И.ВЕРЗАКОВ

Судьи
Б.К.АЛДАТОВ
В.Д.ЗАГВОЗДИН


------------------------------------------------------------------