Решение Иркутского УФАС России от 28.04.2014 N 615 <О нарушении законодательства закупочной комиссией, выразившемся в неотражении в протоколе вскрытия конвертов условий, предлагаемых участниками конкурса по критериям оценки, а также порядка оценки поступивших заявок>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. № 615
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), при участии: представитель заявителя на рассмотрение жалобы не явился, уведомлен надлежащим образом; представителей заказчика - директора МУП "Ш" И. - законного представителя на основании прав по должности, В. (доверенность от 13.01.2014 б/н),
рассмотрела жалобу ЗАО "Т" (далее - ЗАО "Т", заявитель) на действие МУП "Ш" (далее - МУП "Ш", заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий (закупка № 31400998186),
руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Иркутское УФАС России обратилось ЗАО "Т" с жалобой на действия МУП "Ш" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий (закупка № 31400998186).
Как следует из доводов жалобы, ЗАО "Т" не согласно с действиями заказчика, которые выразились в недопуске заявителя к участию в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий в связи с непредставлением документов (свидетельств, лицензий и т.д.), не указанных (истребованных) в конкурсной документации.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все представленные материалы, доводы заявителя, возражения заказчика, установила следующее.
21 марта 2014 года МУП "Ш" опубликовало на сайте www.zakupki.gov.ru (официальный сайт) извещение № 31400998186 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий.
В извещении срок представления документации установлен с 22.03.2014 по 11.04.2014, дата и время окончания подачи заявок (по местному времени) 11.04.2014 14-00 часов, дата и время рассмотрения заявок (по местному времени) 11.04.2014 14-30 часов, дата и время подведения итогов (по местному времени) 11.04.2014 15-00 часов.
Согласно Извещению и Информационной карте к документации об открытом конкурсе (пункт 9) начальная (максимальная) цена договора составляет 1500000,00 рубля, включая НДС.
Для участия в открытом конкурсе было подано 8 заявок: от ЗАО "Т", ООО "Производственная компания "А1", ООО "Т1", ООО "О", ООО "А2", ООО "Т2", ООО "Э", ЗАО "С".
Из перечисленных лиц, подавших заявки на участие в открытом конкурсе, к участию было допущено два конкурсанта: ООО "Т2", ООО "Производственная компания "А1".
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 "Общие положения" Извещения о проведении закупки участником процедуры закупки может быть любое юридическое или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Разделом 2 "Требования к участникам процедуры закупки, документам, предоставляемым в составе заявки на участие в конкурсе" предусмотрено следующее:
- пункт 2.1: участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса, в том числе:
- быть правомочным заключать договор;
- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), отсутствие решения арбитражного суда о признании участника процедуры закупки банкротом;
- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которой приостановлена;
- не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
- отсутствие сведений об участнике процедуры закупки в Реестре недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" и по 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2. Для подтверждения соответствия требованиям, указанным в пункте 2.1, участник процедуры закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен приложить следующие документы:
- фирменное название (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), банковские реквизиты, номер контактного телефона и иные контактные данные и реквизиты;
- полученную не ранее чем за 6 месяцев (а если были изменения - то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня размещения на сайте извещения о проведении конкурса выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или копию такой выписки (для юридических лиц) либо выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на сайте извещения о проведении конкурса;
- копии учредительных документов в действующей редакции: для юридических лиц - Устав и свидетельство о регистрации, для физических лиц - свидетельство о регистрации;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании или приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника процедуры закупки без доверенности) (далее по тексту - руководитель). В случае если от имени участника процедуры закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника процедуры закупки, заверенную печатью и подписанную руководителем участника процедуры закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника процедуры закупки, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- копии документов на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего конкурса, указанные в п. 15 раздела 3 Информационной карты конкурса;
- копию справки об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций либо справки о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 60 дней до дня размещения на сайте о размещении заказов извещения о проведении конкурса;
- подтверждение о ненахождении участника конкурса в процессе ликвидации (для юридического лица), об отсутствии в отношении участника конкурса решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом), об отсутствии ареста имущества участника конкурса, наложенного по решению суда, административного органа, о неприостановлении экономической деятельности участника конкурса.
В свою очередь, пунктом 15 раздела 3 Информационной карты, документами, включаемыми участником процедуры закупки в состав заявки на участие в конкурсе, являются:
документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым участникам процедуры закупки, а именно: копия бухгалтерского баланса с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы (Форма 1) и отчет о прибылях и убытках (Форма 2) за 9 месяцев 2013 года или копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой налогового органа о приеме за аналогичный период и заверенная печатью и подписью уполномоченного лица участника процедуры закупки копия уведомления налогового органа о применении участником процедуры закупки упрощенной системы налогообложения в случае, если участник процедуры закупки применяет упрощенную систему налогообложения.
Участник процедуры закупки вправе приложить к заявке на участие в конкурсе иные документы, которые, по мнению участника процедуры закупки, подтверждают соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель представления этих документов.
Все указанные документы прилагаются участником процедуры закупки к заявке на участие в конкурсе.
Пункт 16 Информационной карты предусматривает состав заявки на участие в конкурсе и порядок размещения документов в составе заявки на участие в конкурсе:
1) заявка на участие в конкурсе по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей конкурсной документации;
2) анкета;
3) техническое предложение;
4) сводная таблица стоимости в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей конкурсной документации;
5) документы, указанные в п. 15 Информационной карты конкурса, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.
В обоснование отсутствия нарушений в процедуре проведенного открытого конкурса МУП "Ш" указало, что требование представления участниками конкурса лицензий, разрешений, свидетельств и т.д. на поставку в будущем продукции (запорная арматура и фасонные изделия) установлено в техническом предложении к конкурсной документации.
Однако в техническом предложении для участников закупки прописана инструкция по заполнению.
В соответствии с п. 4 технического предложения участник процедуры закупки помимо материалов, указанных в технических требованиях, должен включать документы на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности.
Видами деятельности являются: торговая деятельность, производственная, услуги и т.д.
Однако, по пояснениям МУП "Ш", под формулировкой "документы на виды деятельности" заказчик подразумевал документы, подтверждающие качество продукции, на поставку которой объявлен открытый конкурс, а именно сертификаты качества, как это указано в техническом требовании п. 7 раздела 5.
Таким образом, с учетом того, что в конкурсной документации прямо не указано требование о представлении участниками конкурса лицензий, разрешений, свидетельств и т.д. на товар, на заключение договора поставки которого объявлен открытый конкурс, а указано требование на представление документов на виды деятельности, связанные с выполнением договора, следует, что отклонение заявок участников конкурса на основании отсутствия в приложениях к заявкам лицензий, разрешений, свидетельств и т.д. является неправомерным, не основанным на требованиях конкурсной документации.
Раздел 4 Извещения предусматривает порядок проведения конкурса. Пунктами 4.12 и 4.13 Извещения о проведении конкурса предусмотрена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и оценки заявок, выбор победителя.
Так, подпунктом 4.12.1 предусмотрено, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов предмет, наименование (для юридического лица или нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки) или фамилия, имя, отчество (для физического лица или нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям) и почтовый адрес каждого участника процедуры закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, информация о признании конкурса несостоявшимся.
Неполное предоставление информации и документов, требующих в соответствии с настоящей конкурсной документацией и законодательством, дает конкурсной комиссии право на отказ в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ (пп. 4.12.6).
В качестве критериев оценки заявок в Извещении указано следующее (по значимости критерия): 1) цена договора (начальная (максимальная) цена с НДС равна 1500000 руб.), 2) срок поставки - не более 20 календарных дней, 3) наличие опыта выполнения аналогичных поставок. Наличие сертификатов, паспортов, разрешений и т.д. критерием оценки не является, так как не установлено конкурсной документацией.
Комиссией установлено, что протоколы рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе составлялись с нарушением процедуры, предусмотренной конкурсной документацией.
Так, в протоколе № 31400998186/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в разделе "наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией" оценивался критерий наличия сертификатов, паспортов, разрешений и т.д. (№ п/п 12), который не был установлен конкурсной документацией. В связи с чем заявки "Т", ООО "Т1", ООО "О", ООО "А2", ООО "Э", ЗАО "С" были не допущены к участию в конкурсе.
Неверная оценка заявок на участие в открытом конкурсе, изложенная в протоколе № 31400998186/2, повлекла неверную процедуру оценки и сопоставления заявок допущенных участников конкурса, изложенную в протоколе № 31400998186/3, в соответствии с которым победителем конкурса стало ООО "Т2".
В соответствии с п. 1, п. 12, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Следовательно, при оформлении протокола вскрытия конвертов закупочной комиссией нарушены требования п. 4.12.1, т.к. в протоколе не отражены условия, предлагаемые участниками конкурса по критериям оценки, а также порядок оценки поступивших заявок.
Таким образом, МУП "Ш" нарушены пункт 15 Информационной карты к документации о проведении открытого конкурса, пп. 4.12.1, 4.12.6 Порядка проведения конкурса, пп. 4.13.1 Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и п. 1, п. 12, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, руководствуясь *** 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Иркутского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Т" обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию МУП "Ш" нарушившей пункт 15 Информационной карты к документации о проведении открытого конкурса, пп. 4.12.1, 4.12.6 Порядка проведения конкурса, пп. 4.13.1 Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и п. 1, п. 12, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать закупочной комиссии МУП "Ш" предписание об отмене протоколов о результате заседания комиссии МУП "Ш" от 11.04.2014 и 14.04.2014 и проведении повторной процедуры вскрытия конвертов и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий (закупка № 31400998186).
4. Направить решение сторонам по делу.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 28 апреля 2014 г. № 67
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалобы на действия юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России № 615 от 28.04.2014, руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. Закупочной комиссии МУП "Ш" в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания отменить протоколы о результатах заседания закупочной комиссии МУП "Ш" от 11.04.2014 и 14.04.2014 при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий (закупка № 31400998186) и провести повторную процедуру вскрытия конвертов и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку запорной арматуры и фасонных изделий.
2. Закупочной комиссии МУП "Ш" в течение 3-х рабочих дней с момента исполнения п. 1 настоящего предписания представить в Иркутское УФАС России надлежаще заверенные копии подтверждающих документов.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
------------------------------------------------------------------