Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2014 по делу N А19-18698/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Приложения N 1 к постановлению администрации города Иркутска от 29.11.2013 N 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска, и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 N 031-06-2315/12">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу № А19-18698/2013
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.05.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 14.05.2014.
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклиной Л.А., судей Алдатова Б.К., Колосова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "П" (ОГРН <...>) к администрации города Иркутска (ОГРН <...>)
о признании недействующим пункта 1 Приложения № 1 к постановлению от 29.11.2013 № 031-06-2849/13,
при участии в заседании:
от заявителя: С.Ю. - представитель по доверенности;
от ответчика: Н., С.Т. - представители по доверенности;
от третьего лица - Муниципального унитарного предприятия "С" г. Иркутска (ОГРН <...>): К. - представитель по доверенности, П. - директор;
от Прокуратуры Иркутской области: Ц. - представитель по удостоверению,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - заявитель, Общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим пункта 1 Приложения № 1 к постановлению администрации города Иркутска от 29.11.2013 № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12" об установлении фиксированного тарифа на услуги по захоронению твердых бытовых отходов в размере 39,13 рубля за 1 кубический метр без НДС на период действия с 01.01.2014 по 31.12.2014.
На основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело в целях обеспечения законности вступил прокурор.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "П" в судебном заседании требования поддержал. В обоснование требований указал, что оспариваемое постановление в части установления фиксированного тарифа на услуги по захоронению твердых бытовых отходов является экономически необоснованным и противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, Методическим рекомендациям по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 № 101.
Представители администрации города Иркутска в судебном заседании требования не признали, указав на соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта положениям действующего законодательства Российской Федерации. Также указали, что оспариваемым пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению администрации города Иркутска от 29.11.2013 № 031-06-2849/13 права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
Представители третьего лица - Муниципального унитарного предприятия "С" г. Иркутска в судебном заседании с требованиями не согласились.
Прокурор в судебном заседании также указал на соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта положениям действующего законодательства Российской Федерации, что было установлено в результате проведенной проверки, в связи с чем просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 29.11.2013 администрацией г. Иркутска принято постановление № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12". В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению установлен и введен в действие фиксированный тариф на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска (далее - МУП "С") на период с 01.01.2014 по 31.12.2014. в размере 39,13 рубля за 1 кубический метр без НДС.
Названное постановление опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 03.12.2013 № 54(493).
Не согласившись с установленным пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению тарифом, полагая, что тариф экономически не обоснован, в связи с чем не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
На основании пункта 1.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 арбитражный суд может признать решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Судом установлено, что постановление № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12", учитывая его буквальное содержание, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку рассчитано на неоднократное применение, содержит нормы, затрагивающие интересы не конкретных лиц, а неопределенного круга лиц, так как установленный тариф на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые МУП "С" г. Иркутска, подлежит применению при расчетах с неопределенным кругом лиц, как юридических так и физических, намеренных передавать твердые бытовые отходы на захоронение МУП "С" г. Иркутска.
Согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
По положениям статьи 29 и части 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу пункта 2.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
На основании указанного положения арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая то обстоятельство, что оспариваемый в части нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Указанная проверка включает в себя как наличие оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдение процедуры его принятия, в том числе соблюдение обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
Исходя из положений статей 65, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом или отдельным его положением, а орган, принявший нормативный правовой акт, - соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
На основании пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
При этом частью 7 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
На основании данного указания статьей 2 Закона Иркутской области от 20.12.2010 № 131-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: 1) определение метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; 2) установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; 3) согласование производственных программ организаций коммунального комплекса; 4) установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным исполнительным органом государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (далее - уполномоченный орган государственной власти области), для соответствующего муниципального образования, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; 5) опубликование информации о тарифах на услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций; 6) осуществление мониторинга выполнения производственных программ, а также мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов; 7) привлечение соответствующих организаций для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; 8) запрос у организаций коммунального комплекса информации, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок (статья 12 Закона Иркутской области от 20.12.2010 № 131-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 20.12.2010 № 131-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных законодательством.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с указанными нормами Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Закона Иркутской области от 20.12.2010 № 131-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса возложено именно на орган местного самоуправления, суд пришел к выводу, что оспариваемый в части нормативный акт принят администрацией города Иркутска в пределах предоставленных ей полномочий.
Установленный порядок опубликования нормативного правового акта был соблюден, оспариваемое в части постановление от 29.11.2013 № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12" опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 03.12.2013 № 54(493). Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 данного Закона в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, также предусмотрено, что тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов отнесены к регулируемым тарифам.
Исходя из пункта 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, 29.11.2013 администрацией г. Иркутска принято постановление № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12". В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению установлен и введен в действие фиксированный тариф на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 39,13 рубля за 1 кубический метр без НДС.
Заявитель полагает, что данный тариф на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска, экономически не обоснован и завышен, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку Общество необоснованно несет дополнительные расходы.
Суд не может согласиться с данными доводами Общества и находит их несостоятельными по следующим обстоятельствам.
На основании пунктов 50, 51 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твердых бытовых отходов.
Предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
В соответствии с Приказом службы по тарифам Иркутской области от 25.11.2013 № 246-спр "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, в среднем по муниципальным образованиям Иркутской области на 2014 - 2016 годы" предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов в городе Иркутске на 2014 год установлен в размере 158,8%.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы: метод установления фиксированных тарифов; метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов (пункт 18 Основ, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47).
Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования (пункт 12 Методических указаний).
Администрацией города Иркутска постановлением № 031-06-2849/13 от 29.11.2013 установлен фиксированный тариф на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска, на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 39,13 рубля за 1 кубический метр без НДС.
При формировании данного тарифа применялся метод установления фиксированных тарифов.
Пунктом 20 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, установлено, что при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
В силу пункта 33 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 № 101, объем реализации товаров и услуг рекомендуется определять на основании заключенных договоров с управляющими организациями, прочими потребителями.
В статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что одними из общих принципов регулирования тарифов и надбавок являются установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ. Данные принципы направлены на создание условий для эффективного функционирования организаций коммунального комплекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, администрацией города Иркутска при расчете тарифа были учтены затраты МУП "С" г. Иркутска согласно представленным документам, прошедшим экспертизу в отделе тарифного регулирования комитета по бюджетной политике и финансам. При этом ссылка заявителя на то, что МУП "С" г. Иркутска в нарушение Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, был представлен неполный пакет документов для установления тарифа на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, не нашла своего подтверждения в процессе рассмотрения дела.
Доводы ООО "П" о том, что объем твердых бытовых отходов, планируемый к утилизации на 2014 год, указанный в разделе 8 инвестиционной программы МУП "С" - "Развитие системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов г. Иркутска на 2013 - 2015 годы", составляет 3150000 кубических метра, в связи с чем принятый отделом тарифного регулирования объем утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2014 год в размере 2682233 кубических метров является заниженным, суд считает несостоятельными и не может принять во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 33 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 № 101, объем реализации товаров и услуг рекомендуется определять на основании заключенных договоров с управляющими организациями, прочими потребителями.
В производственной программе МУП "С" г. Иркутска указан объем утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2014 год в размере 2682233 кубических метров, принятый отделом тарифного регулирования. Расчет произведен в соответствии с указанными Методическими рекомендациями, подтверждается реестром заключенных договоров по размещению (утилизации) твердых бытовых отходов и актом подсчета объема твердых бытовых отходов.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию, поименованные в данном пункте документы, в числе которых производственная программа.
Инвестиционная программа в указанный перечень не входит и при установлении тарифа не учитывается.
А поэтому при расчете тарифа были правомерно учтены затраты МУП "С" г. Иркутска согласно представленным документам, в том числе производственной программе.
Кроме того, необходимо отметить, что решением Думы города Иркутска от 28.02.2014 № 005-20-550927/4 в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года были внесены изменения, согласно которым прогнозный объем утилизации твердых бытовых отходов в 2014 году должен составить 2862 тысяч кубических метров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса.
Объемы, учтенные в инвестиционной программе МУП "С" г. Иркутска, полностью соответствуют объемам Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Иркутска на период 2011 - 2015 годы и с перспективой до 2025 года по состоянию на 01.01.2014. Данная Программа была разработана в 2011 году, в связи с чем показатели объемов 2013, 2014 годов на момент разработки Программы являются прогнозируемыми с учетом проектируемого жилищного строительства, роста численности населения, расширения и строительства объектов общественного назначения. Данные показатели могут подлежать корректировке в соответствии с производственной программой, утверждаемой на каждый год.
Также при утверждении фиксированных тарифов на услуги на захоронение твердых бытовых отходов, оказываемые МУП "С" г. Иркутска (29.11.2013), орган тарифного регулирования не мог располагать информацией о невыполнении мероприятий производственной программы, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления финансовый год был не окончен. Вместе с тем расходы, учтенные при установлении регулируемых тарифов и фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались тарифы, подлежат исключению при установлении тарифов на следующий период, что в силу положений Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, не препятствует корректировке долгосрочного тарифа в 2015, 2016 годах.
В подтверждение экономической обоснованности тарифа на услугу по захоронению твердых бытовых отходов на полигоне МУП "С" администрация представила, в том числе, заключение экспертизы по результатам проверки материалов МУП "С" г. Иркутска для установления тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2014, 2015 и 2016 годы.
На основании проведенной экспертизы материалов, представленных МУП "С" г. Иркутска, отдел тарифного регулирования посчитал представленные материалы достоверными и определил экономически обоснованный тариф на захоронение твердых бытовых отходов на полигоне МУП "С" на 2014 год - 39,13 рубля за 1 кубический метр отходов без НДС (138,75% увеличение к действующему тарифу, то есть в рамках установленного предельного индекса - 158,8%).
Таким образом, представленные администрацией г. Иркутска доказательства подтверждают тот факт, что постановление администрации г. Иркутска от 29.11.2013 № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска, и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12" в части установления фиксированного тарифа на услуги по захоронению твердых бытовых отходов с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 39,13 рубля за 1 кубический метр без НДС принято в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы заявителем не представлено документов, опровергающих расчет тарифа в экспертном заключении, а также точной информации, опровергающей обоснованность тарифа. Представленные заявителем расчеты носят предположительный характер, не основаны на точной и достоверной информации.
Обществом произведен самостоятельный расчет размера тарифа, однако им при расчете не учтено, что себестоимость производства продукции и оказания услуг состоит из постоянных и переменных расходов. Суть данного деления состоит в том, что переменные расходы зависят от объемов производства товара (оказания услуг). Так, при расчете себестоимости услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов переменными расходами (то есть зависящими от планового объема утилизации твердых бытовых отходов) является фонд оплаты труда основного и вспомогательного персонала, а следовательно, и страховые взносы от фонда оплаты труда, расход ГСМ (топливо, масла, жидкости), материалов, шин и т.п.
Кроме того, согласно учетной политике предприятия общехозяйственные расходы распределяются пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, а значит, при увеличении объемом утилизации и, как следствие, увеличении оплаты труда основного персонала большая доля общехозяйственных расходов будет отнесена на вид деятельности "Полигон".
Помимо этого, в силу пункта 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействующим нормативного акта или отдельного его положения является не только его несоответствие Закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, но и нарушение права и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд считает, что заявитель не представил надлежащих доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным актом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что тариф неблагоприятно сказывается на его экономическом положении, является необоснованной, поскольку ООО "П" не является конечным потребителем. Вся сумма тарифа на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов перекладывается на потребителя услуги - физических и юридических лиц.
Учитывая, что в плате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома услуги по вывозу мусора (с захоронением на полигоне) составляют от 7 до 10%, то вышеуказанный прирост тарифа на 10,93 руб. на куб. м приведет к изменению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в относительном выражении приблизительно на 1,3%. Данное изменение не является значительным и не может оказать неблагоприятное влияние на экономическое положение ООО "П".
Кроме того, Обществом не представлено доказательств ухудшения его деятельности. Заявитель заключает договоры на вывоз твердых бытовых отходов с управляющими компаниями. С собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов Общество договорных отношений не имеет. Тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на данный момент является самым низким среди городов Сибири.
Довод заявителя о невозможности вывоза твердых бытовых отходов в иное место, в связи с чем он вынужден оплачивать услуги МУП "С" г. Иркутска, также является необоснованным, поскольку Общество имеет возможность вывозить твердые бытовые отходы для утилизации (захоронения) на полигон, находящийся по адресу: г. Ангарск, Южный массив, к северо-востоку от пересечения автодорог Новосибирск - Иркутск и п. Юго-Восточный. То указанное Обществом обстоятельство, что вывоз твердых бытовых отходов на указанные полигоны является для него невыгодным, поскольку стоимость их услуг является более высокой, чем у МУП "С" г. Иркутска, подтверждает, что установленный тариф в размере 39,13 руб. является для ООО "Петр и компания" более выгодным и не приводит к увеличению расходной части.
Таким образом, на основании изложенного, оценив все представленные сторонами документы, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое в части постановление от 29.11.2013 № 031-06-2849/13 принято уполномоченным на то органом, соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Закона Иркутской области от 20.12.2010 № 131-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса", приказа службы по тарифам Иркутской области от 25.11.2013 № 246-спр "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, в среднем по муниципальным образованиям Иркутской области на 2014 - 2016 годы", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, Методическим рекомендациям по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 № 101, а также не нарушает права Общества с ограниченной ответственностью "П" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя проверены судом, являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В связи с чем суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявления о признании недействующим постановления администрации города Иркутска № 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" от 30.12.2011, не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать пункт 1 Приложения № 1 к постановлению администрации города Иркутска от 29.11.2013 № 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые Муниципальным унитарным предприятием "С" г. Иркутска и внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2315/12" соответствующим положениям правовых актов, имеющих большую юридическую силу: Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Закону Иркутской области от 20.12.2010 № 131-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса", приказу службы по тарифам Иркутской области от 25.11.2013 № 246-спр "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, в среднем по муниципальным образованиям Иркутской области на 2014 - 2016 годы", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, Методическим рекомендациям по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 № 101.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
Л.А.КУКЛИНА
Судьи:
Б.К.АЛДАТОВ
В.И.КОЛОСОВ
------------------------------------------------------------------