Решение Иркутского УФАС России от 20.05.2014 N 801 <О признании ненадлежащей рекламы с использованием непристойного и оскорбительного женского образа, распространенной на придорожной полосе в селе Смоленщина>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. № 801
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № 579 от 29.04.2014, возбужденное по признакам нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в связи с распространением на придорожной полосе в селе Смоленщина на улице Зои Космодемьянской рекламы следующего содержания: "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>", в присутствии гражданина П.,
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 21.03.2014 в 11 часов 30 мин. проведено обследование средства наружной рекламы - рекламного баннера, установленного на придорожной полосе в селе Смоленщина на улице Зои Космодемьянской.
В результате проведенного обследования установлено, что на вышеуказанной рекламной конструкции распространена реклама следующего содержания: "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>". При этом в рекламе содержится образ полуобнаженной женщины с элементами одежды, а именно: на женщине одето пальто, расстегнутое по всей длине, черное нижнее белье, черные чулки, колье на шее.
Определением № 579 от 29.04.2014 Иркутским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в связи с использованием в рекламе непристойного и оскорбительного женского образа.
Определением о возбуждении дела к участию в рассмотрении дела в качестве рекламодателя привлечена гражданка А., являющаяся владельцем абонентского номера <...>, указанного в рекламе.
20.05.2014 в 16-00 на рассмотрение дела № 579 прибыл гражданин П., исходя из пояснений которого следует, что телефонный номер <...> принадлежит ему, сим-карта с указанным номером была куплена вместе с телефонным аппаратом несколько лет назад.
Кроме того, гражданин П. пояснил Комиссии, что рекламный баннер на придорожной полосе в селе Смоленщина на улице Зои Космодемьянской, содержащий рекламу: "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>", был установлен непосредственно гражданином П. с целью рекламирования своих услуг по продаже EnviroTabs - катализатора топлива.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, Комиссией исходя из пояснений, данных лицом, прибывшим на рассмотрение дела, установлено, что гражданин П. в данном случае является рекламодателем рекламы: "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>", так как является продавцом рекламируемого товара; а также рекламораспространителем, поскольку рекламный баннер, содержащий рассматриваемую рекламу, был установлен на придорожной полосе непосредственно гражданином П.
В связи с указанными обстоятельствами, выявленными в ходе рассмотрения дела, Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о замене ненадлежащего лица - гражданки А. надлежащим лицом - гражданином П., в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, о чем вынесено определение № 660 от 20.05.2014.
На рассмотрении дела гражданином П. заявлено ходатайство о рассмотрении дела № 579 в этот же день - 20 мая 2014 г. по имеющимся в материалах дела документам. Комиссией данное ходатайство рассмотрено и принято решение о его удовлетворении.
Исходя из документов, имеющихся в материалах дела, а также пояснений, данных лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - гражданином П., Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
На основании пункта 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Объектом рекламирования, как установлено Иркутским УФАС России, в данном случае является "EnviroTabs" - катализатор топлива. Однако на общем фоне рекламы информация о "EnviroTabs", содержащаяся в правом верхнем углу, является практически незаметной и не привлекающей внимания.
Фактически, рассматриваемая реклама формирует внимание потребителей не к объекту рекламирования - "EnviroTabs", а к изображению девушки и не содержит никаких сведений о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах рекламируемого товара.
По мнению Иркутского УФАС России, использованный в рекламе образ девушки в совокупности с содержащимся в рекламе двусмысленным текстом ("ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ") оскорбляет достоинство и предназначение женщины, так как в соответствии с общепринятыми нормами морали российского общества появление в таком непристойном виде является неприличным и оскорбительным для общества. Реклама доступна для всех без исключения категорий граждан, в том числе и несовершеннолетнего возраста, для некоторых категорий граждан в силу религиозных, философских и иных убеждений может являться оскорбительной.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в связи с использованием непристойного и оскорбительного женского образа в рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На рассмотрении дела гражданин П. признал себя рекламодателем рассматриваемой рекламы, а также признал факт нарушения ч. 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в связи с содержанием непристойного и оскорбительного женского образа в рекламе.
Также пояснил, что в настоящее время рекламный баннер не демонтирован и рассматриваемая реклама по-прежнему распространяется в с. Смоленщина.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на придорожной полосе в селе Смоленщина на улице Зои Космодемьянской, "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>", с использованием непристойного и оскорбительного женского образа, что является нарушением ч. 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать гражданину П. предписание о прекращении нарушения требований ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 мая 2014 г. № 85
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
на основании своего решения № 801 от 20.05.2014 по делу 579 от 29.04.2014 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной на придорожной полосе в селе Смоленщина на улице Зои Космодемьянской, следующего содержания: "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>" в связи с использованием непристойного и оскорбительного женского образа, что является нарушением ч. 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе",
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. Гражданину П. в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, а именно: прекратить распространение рекламы на придорожной полосе в селе Смоленщина на улице Зои Космодемьянской следующего содержания: "EnviroTabs Зеленое Вождение Зеленая Планета ДТ 26.20 АИ-92 23.90 ЦЕНА НА ТОПЛИВО РАЗДЕВАЕТ... тел. <...>" с использованием непристойного и оскорбительного женского образа.
2. Гражданину П. представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------