"Областное отраслевое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Министерством культуры и архивов Иркутской области и Иркутской областной организацией Российского профессионального союза работников культуры на 2015 - 2017 гг."
ОБЛАСТНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
НА 2015 - 2017 ГГ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее областное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Трехсторонним соглашением по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Иркутской области на 2012 - 2014 годы и иными нормативными правовыми актами.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
- работники областных государственных учреждений культуры, функции и полномочия учредителя которых осуществляет министерство культуры и архивов Иркутской области (далее - работники отрасли), в лице их полномочного представителя - Иркутской областной организации Российского профессионального союза работников культуры (далее - областной комитет Профсоюза);
- работодатели - руководители областных государственных учреждений культуры, функции и полномочия учредителя которых осуществляет министерство культуры и архивов Иркутской области, в лице их полномочного представителя - министерства культуры и архивов Иркутской области (далее - Работодатели в лице министерства).
1.3. Цель Соглашения:
- создание условий и механизмов, способствующих реализации в учреждениях отрасли норм трудового законодательства Российской Федерации, защита прав и законных интересов работников и предоставление им установленных гарантий и компенсаций, поддержание социальной стабильности;
- установление общих условий оплаты и охраны труда, режима труда и отдыха, трудовых гарантий, компенсаций для работников отрасли, а также минимальных социальных гарантий для них и без ограничения прав работников и работодателей в расширении этих гарантий, компенсаций через коллективные договоры и трудовые договоры, в том числе за счет средств, полученных учреждениями от приносящей доход деятельности;
- сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;
- развитие социального партнерства, инициативы в трудовых коллективах, повышение эффективности работы, привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров.
1.4. Соглашение распространяется на всех работников отрасли (далее - работники) и работодателей - руководителей государственных учреждений культуры Иркутской области, в которых созданы первичные профсоюзные организации работников культуры (далее соответственно - работодатели, учреждения).
Соглашение распространяется на всех работников и работодателей - руководителей государственных учреждений образования в сфере культуры Иркутской области.
1.5. Соглашение может являться основой для заключения территориальных соглашений, коллективных договоров, иных актов социального партнерства.
1.6. Условия и оплата труда, социально-трудовые гарантии и компенсации, установленные в соглашениях, в коллективных и трудовых договорах, ухудшающие положение работников отрасли по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
1.7. Стороны согласились в том, что областной комитет Профсоюза, его территориальные и первичные профсоюзные организации выступают в качестве полномочных представителей работников отрасли при:
- ведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективных договоров и соглашений, осуществлении контроля за их выполнением;
- ведении переговоров по регулированию оплаты труда и защите профессиональных и социально-трудовых прав;
- разработке и реализации систем оплаты труда;
- рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров между работниками и работодателями;
- реализации права на участие в управлении учреждением в формах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами.
1.8. Министерство обеспечивает направление Соглашения в течение семи дней со дня подписания на уведомительную регистрацию в министерство труда и занятости Иркутской области.
1.9. Министерство в двухнедельный срок размещает Соглашение на официальном сайте министерства: culture.irkobl.ru.
1.10. Соглашение заключено на 2015 - 2017 гг., вступает в силу с 1 января 2015 года и действует по 31 декабря 2017 года.
2. ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ
2.1. Работодатели в лице министерства:
2.1.1. На период действия Соглашения максимально сохраняют областную сеть учреждений.
2.1.2. Обеспечивают организацию и создание необходимых условий для подготовки работников (их профессионального обучения и получения профессионального образования), получения ими дополнительного профессионального образования для нужд работодателя в образовательных организациях профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, заключенным работодателем коллективным договором и трудовым договором работника.
2.2. В случае ликвидации учреждений, реорганизации, изменения формы собственности или организационно-правовой формы, реструктуризации, типа учреждений, влекущих за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, не менее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий направляют в областной комитет Профсоюза уведомление с указанием количества и категорий увольняемых или рабочих мест с ухудшаемыми условиями труда, а также сроков, в течение которых намечено осуществить мероприятия по сокращению рабочих мест или приводящих к ухудшению условий труда.
2.3. Проводят консультации с областным комитетом Профсоюза о мерах содействия занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций при необходимости заключают соглашение, предусматривающее мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
2.4. Стороны признают необходимым:
- разрабатывать мероприятия, направленные на повышение квалификации и рост профессионального мастерства работников;
- обеспечивать соблюдение прав работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата учреждений.
2.5. Критериями массового увольнения работников считается:
а) ликвидация учреждения любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников учреждения в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1 процента от общего числа работающих в связи с ликвидацией учреждений либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней на территориях с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
2.6. В целях сохранения кадрового потенциала и рабочих мест, снижения текучести кадров министерство и работодатели принимают меры, направленные на:
а) ограничение применения сверхурочных работ;
б) сокращение вакансий;
в) перевод в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;
г) перевод работников в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации на работу в другие подразделения учреждений.
Иные меры предусматриваются в коллективных договорах.
2.7. Областной комитет Профсоюза:
- через выборные профсоюзные органы представляет и защищает права и интересы работников при ликвидации учреждений, реорганизации, изменении формы собственности или организационно-правовой формы, типа учреждений, сокращении численности или штата работников, при разрешении трудовых споров;
- вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения и принимает участие в разработке программ по вопросам занятости, предлагает меры по социальной защите высвобождаемых работников, осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства в области занятости;
- проводит разъяснительную работу по реализации мероприятий, проводимых при реорганизации, изменении формы собственности или организационно-правовой формы, типа учреждений;
- оказывает бесплатную правовую помощь работникам в вопросах занятости, разрешения трудовых споров, применения норм трудового законодательства.
3. ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ
3.1. Системы оплаты труда, включая тарифные системы оплаты труда работников отрасли, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, в том числе положения об оплате труда, положения о стимулировании работников, принимаются по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
3.2. Проекты нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда работников, министерство направляет в областной комитет Профсоюза для согласования.
3.3. Уменьшение компенсационных и стимулирующих выплат в связи с повышением постоянной (базовой) части заработной платы не допускается.
3.4. Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, работодатель осуществляет соответствующие выплаты компенсационного характера, если на рабочих местах безопасные условия труда не подтверждены результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.
3.5. Выполнение работниками дополнительных видов работ, не входящих в круг прямых обязанностей, осуществляется по желанию работника и за дополнительную плату в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.6. Работодатели в лице министерства:
3.6.1. Принимают меры по своевременной и в полном размере выплате заработной платы, в том числе за работу в нерабочие праздничные и выходные дни, иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также оплате расходов, связанных со служебными командировками.
3.6.2. Обеспечивают разработку показателей (критериев) оценки качества, эффективности и результатов труда работников, их детализацию, конкретизацию, уточнение и (или) дополнение в учреждении с участием выборного органа первичной профсоюзной организации.
3.6.3. Обеспечивают доведение уровня средней заработной платы работников учреждений, определенных Указами Президента Российской Федерации, до рекомендуемого Правительством Российской Федерации соотношения к уровню средней заработной платы в Иркутской области.
3.6.4. Имеют право направлять средства, полученные учреждениями от платной и иной приносящей доход деятельности, на выплату заработной платы работникам областных государственных учреждений культуры в объеме от общей суммы полученных средств, не превышающем размеров, установленных действующими нормативными правовыми актами Иркутской области.
Оплата труда работников учреждений культуры за счет средств, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности, осуществляется в общем порядке, установленном действующим законодательством.
3.6.5. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов застрахованных лиц в Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд социального страхования.
3.6.6. Для педагогических работников образовательных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет министерство и в отношении которых законодательством Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти установлена продолжительность рабочего времени:
- должностной оклад определяют исходя из установленной продолжительности рабочего времени и размера оплаты за один час педагогической работы в месяц, исчисляемый в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области, в отношении которых министерство культуры и архивов Иркутской области является главным распорядителем бюджетных средств, утвержденным приказом министерства культуры и архивов Иркутской области от 10.10.2011 № 53-мпр-о;
- относят к обязательным условиям трудового договора учебную нагрузку педагогических работников;
- обеспечивают равенство размеров установленных министерством минимальных окладов с минимальными окладами работников образования, установленных исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области общего и профессионального образования, в соответствии с занимаемыми педагогическими работниками должностями.
3.7. Областной комитет Профсоюза:
3.7.1. Совместно с Работодателями в лице министерства добивается сохранения минимальных окладов работников не ниже уровня минимального размера оплаты труда.
3.7.2. Совместно с министерством и работодателями систематически проводит мониторинг оплаты труда работников отрасли.
3.7.3. Осуществляет контроль соблюдения трудового законодательства в части оплаты труда работников отрасли.
Осуществляет защиту законных прав и интересов работников в установленном законом порядке.
4. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
4.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
4.1.2. Режим рабочего времени в учреждениях отрасли определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, коллективным договором, настоящим Соглашением.
4.1.3. Особенности режима рабочего времени работников отрасли, в том числе творческих работников театров, концертных организаций и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, устанавливаются коллективным договором и трудовыми договорами.
В случае если деятельность работников театров, филармоний, музеев и концертных учреждений осуществляется в режиме разрывного рабочего дня, в трудовых договорах обязательно указывается данный режим работы.
4.1.4. Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником.
4.1.5. Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников отрасли, в том числе творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
4.1.6. Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, обеспечивается право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (с последующими изменениями и дополнениями), если на рабочих местах безопасные условия труда не подтверждены результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.
4.1.7. Работодатели с учетом своих финансовых возможностей (доходов от платной и иной приносящей доход деятельности) могут устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, принятыми по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
5. ОХРАНА ТРУДА
5.1. Стороны Соглашения строят свою работу на основе государственной политики в области охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в соответствии с действующим законодательством по охране труда.
5.2. Работодатели в лице министерства обязуются:
5.2.1. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
5.2.2. Сохранять и расширять практику льготного санаторно-курортного лечения, отдыха работников в соответствии с действующим законодательством.
5.2.3. Обеспечивать финансирование проведения обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников отрасли за счет средств работодателей в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
5.2.4. Представлять информацию и документы, необходимые для осуществления областным комитетом Профсоюза, выборными органами первичных профсоюзных организаций своих полномочий, в том числе профсоюзного контроля.
5.2.5. Обеспечивать работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, и обезвреживающими средствами по установленным нормам в случаях, когда их выдача по условиям труда предусмотрена за счет средств учреждения.
5.2.6. Обеспечивать инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.2.7. Разрабатывать и утверждать по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации инструкции по охране труда для работников.
5.2.8. Обеспечивать участие областного комитета Профсоюза, выборного органа первичной профсоюзной организации в комиссии по расследованию всех несчастных случаев на производстве и финансирование ее работы за счет работодателя.
5.2.9. Создавать условия для работы уполномоченных (доверенных лиц) первичной профсоюзной организации по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами, а также освобождать их от работы с сохранением средней заработной платы на время обучения и выполнения ими общественных обязанностей.
5.3. Стороны обязуются:
5.3.1. Осуществлять работу по созданию служб охраны труда, совместных комиссий по охране труда в учреждениях.
5.3.2. Способствовать созданию комиссий по социальному страхованию и пенсионным вопросам, института уполномоченных лиц по охране труда в учреждениях.
5.4. Областной комитет Профсоюза и первичные профсоюзные организации:
5.4.1. Осуществляют проверку состояния условий и охраны труда в учреждениях, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
5.4.2. Участвуют в работе комиссий по специальной оценке условий труда.
5.4.3. Участвуют в расследовании несчастных случаев, происшедших в учреждении.
5.4.4. При заключении коллективных договоров предусматривают возможность выделения средств на физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, оздоровление работников, их детей.
6. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
6.1. Работнику, нуждающемуся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев и отстраненному от работы в связи с его отказом от временного перевода или отсутствием соответствующей работы у работодателя, сохраняется средняя заработная плата в течение четырех месяцев.
6.2. Работодатели обязуются:
- не допускать случаев направления работников отрасли в командировки без возмещения им командировочных расходов;
- выплачивать лицам, имеющим законное право на возмещение вреда, связанного со смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве, единовременное пособие на каждого иждивенца в размере и порядке, установленных в коллективных договорах, но не менее 20 минимальных размеров оплаты труда.
6.3. Стороны признают, что:
работодатель не вправе уменьшать объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора, за исключением случаев уменьшения количества студентов (обучающихся) и часов по учебным планам и программам;
установление учебной нагрузки на новый учебный год осуществляется локальным нормативным актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
6.4. Работодатели обязуются:
- не допускать необоснованного уменьшения без согласия педагогических работников учебной нагрузки на том основании, что они получают трудовую пенсию;
- при отсутствии свободной учебной нагрузки не осуществлять прием на работу других преподавателей путем уменьшения объема учебной нагрузки преподавателей образовательного учреждения.
7. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
7.1. Работодатели в лице министерства и областной комитет Профсоюза обязуются:
7.1.1. Способствовать развитию социального партнерства, разработке и заключению коллективных договоров в учреждениях отрасли.
7.1.2. Принимать меры по предупреждению индивидуальных и коллективных трудовых споров, содействовать организации и деятельности в учреждениях комиссий по трудовым спорам.
7.1.3. Продолжить работу по обучению руководителей, их заместителей, специалистов отделов кадров, служб охраны труда, председателей профкомов трудовому законодательству, законодательству об охране труда и социальном партнерстве.
7.1.4. Осуществлять совместные проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, локальных нормативных актов, в том числе по оплате труда.
7.2. Работодатели в лице министерства:
7.2.1. Соблюдают права и гарантии деятельности областного комитета Профсоюза, первичных профсоюзных организаций, предоставляют им возможность участвовать в управлении учреждением в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7.2.2. Безвозмездно предоставляют выборным органам первичных профсоюзных организаций помещение для проведения заседаний, профсоюзных собраний (конференций), хранения документации, а также предоставляют возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.
7.2.3. Обеспечивают беспрепятственный допуск в учреждения отрасли представителей органов профсоюзного контроля, представителей выборных органов Профсоюза и первичных профсоюзных организаций, предоставление необходимых документов в целях проведения проверок за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий Соглашения, коллективных договоров, иных актов социального партнерства.
7.3. Работодатели в лице министерства предоставляют в областной комитет Профсоюза для согласования проекты нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение в Правительство Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области, и проекты ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и интересы работников отрасли.
7.4. Работодатели в лице министерства обеспечивают участие областного комитета Профсоюза в рабочих группах и комиссиях, им образованных, при рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов, а также включают представителя областного комитета Профсоюза в состав коллегиальных органов министерства, аттестационной комиссии.
7.5. Работодатели в лице министерства обязуются:
7.5.1. Освобождать от работы с сохранением средней заработной платы членов выборных коллегиальных органов территориальных и первичных профсоюзных организаций, уполномоченных областного комитета Профсоюза по охране труда и социальному страхованию, не освобожденных от основной работы, по их письменным заявлениям для участия в качестве делегатов в съездах, конференциях, пленумах, президиумах, собраниях, комиссиях, а также для выполнения общественных обязанностей, участия в семинарах, краткосрочной профсоюзной учебе.
7.5.2. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, ежемесячно бесплатно удерживать и перечислять на счет областного комитета Профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
7.5.3. Проекты локальных нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, согласовывать с выборным органом первичной профсоюзной организации.
7.5.4. При проведении аттестации работников в состав аттестационной комиссии включать представителя выборного органа первичной профсоюзной организации.
7.5.5. Включать представителя выборного органа первичной профсоюзной организации в коллегиальные органы учреждения, в том числе в совет учреждения.
7.6. Областной комитет Профсоюза обязуется:
7.6.1. Осуществлять защиту трудовых, социально-экономических и других прав и интересов членов профсоюза, в том числе в судебных и иных государственных органах, оказывать им юридическую помощь.
7.6.2. Осуществлять контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, настоящего Соглашения, коллективных договоров, локальных нормативных актов.
7.6.3. Поддерживать положительные, не ущемляющие права и интересы работников реформы, участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, оказывать выборным органам первичных профсоюзных организаций помощь в разработке проектов коллективных договоров, локальных нормативных актов работодателей.
7.6.4. При разрешении коллективных трудовых споров отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур, рассматривая забастовку как последний способ разрешения коллективного трудового спора.
7.6.5. Не организовывать проведение забастовок и иных массовых выступлений в период действия Соглашения при условии выполнения сторонами установленных Соглашением обязательств.
7.6.6. Предоставлять возможность участия представителей министерства, работодателей в областных профсоюзных мероприятиях, учитывать их мнение при принятии решений выборными коллегиальными органами Профсоюза.
7.6.7. Проводить обучение профсоюзного актива трудовому законодательству. Оказывать бесплатную правовую, методическую и организационную помощь первичным профсоюзным организациям, членам профсоюза.
7.6.8. Использовать доступные средства информирования членов профсоюза о деятельности сторон Соглашения по обеспечению социально-экономических прав и гарантий работников отрасли.
8. КОНТРОЛЬ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СОГЛАШЕНИЯ
8.1. Контроль по выполнению настоящего Соглашения осуществляется сторонами Соглашения. Стороны представляют друг другу информацию, необходимую для осуществления контроля Соглашения.
8.3. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия прекратить выполнение принятых на себя обязательств в одностороннем порядке.
8.5. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон.
Министр культуры и архивов
Иркутской области
В.В.БАРЫШНИКОВ
Председатель
Иркутской областной организации
Профсоюза работников культуры
Л.Н.ХИЖАЕВА
------------------------------------------------------------------